Главная страница Visual 2000 · Общий список статей

"1С:Предприятие" + "1С:Образование" = единое информационное пространство школы

Андрей Колесов

© Андрей Колесов, 2004
Авторский вариант. Статья была опубликована c незначительной литературной правкой в еженедельнике PC Week/RE (N 34/2004, с.61)


Начало очередного учебного года...

Начало очередного учебного года совпало со стартом качественно нового этапа работы фирмы "1С" в области школьного образования. Фактически речь идет о формировании еще одного направления в деятельности компании на базе традиционных технологий "1С:Предприятие" и программных продуктов, реализуемых на новой платформе "1С:Образование".

"1С" уже давно является активнейшим игроком российского рынка образовательных программ, где известны ее продукты серии "1С:Репититор". Свое намерение расширить присутствие в этой сфере фирма обозначила пару лет назад, когда стала очевидной тенденция быстрого роста данного сегмента в результате успехов в деле компьютеризации школ. Уже тогда компания заявила о намерении перенести содержательный акцент своих продуктов с поддержки индивидуальной подготовки учащихся дома (название "репетитор" говорит само за себя) на "регулярные" процессы школьного обучения, формируемые учителями-предметниками.

Одновременно стало известно, что речь будет идти не о простом выпуске новых продуктов, а о создании технологической платформы, на базе которой будут создаваться приложения, причем, возможно, не только самой "1С", но и ее партнерами. В общем, фирма решила применить в области образовательного ПО собственную стратегию, впервые опробованную на примере своего экономического софта еще в середине 90-х годов. Сегодня мы можем наблюдать реализацию этих идей.

В начало статьи

"1С:Школа" и "1С:Образование"

Первого сентября "1С" объявила о выпуске продуктов нового семейства мультимедийных продуктов "1С:Школа". Сюда относятся: "Вычислительная математика и программирование, 10-11 кл.", "Экономика и право, 9-11 кл.", "Экономика, 9-11 кл. Практикум", "Математика, 5-11 кл. Практикум", "Экология, 10-11 кл.", "Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий", "Физика, 10-11 кл. Подготовка к ЕГЭ", "История, 10-11 кл. Подготовка к ЕГЭ", "Химия, 8 кл.", "Русский язык, 5-6 кл." <*>.

<*> Большинство продуктов этой серии разработано в рамках конкурсов по федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.), проводимых Министерством образования и науки России и Национальным фондом подготовки кадров. Они создавались при участии большой группы (около десяти) организаций — издательств, разработчиков образовательного ПО, образовательных учреждений.

В отличие от программ серии "1С:Репититор" новые приложения ориентированы на автоматизацию связки ученик — учитель, т. е. на процесс постановки задания и контроль качества его выполнения, и могут применяться как при самостоятельном обучении, так и на уроках.

Преподавателю продукты "1С:Школа" помогут быстро подобрать материал к уроку, а при необходимости методически перестроить урок на основе готовых элементов. А ученик сможет легко определить уровень своей подготовки по всем темам предмета, найти в ней слабые места, получить необходимую текстовую, графическую и видеоинформацию для изучения.

Второй отличительной чертой продуктов "1С:Школа" является то, что они созданы на базе новой технологической платформы "1С:Образование 3.0" (это полностью разработка "1С"). Третий номер версии показывает, что у нее были предшественники — наборы для разработчиков, на базе которых создавался "1С:Репититор". Но сейчас в развитие инструментария произошел качественно новый момент, когда можно говорить о технологической платформе <**>.

<**> Тут вполне уместно провести аналогию с "1С:Предприятием". Это название впервые появилось лишь в 1996 г., причем сразу с номером версии 7.0. А термин "платформа" фирмой "1С" стал использоваться только два года назад, с появлением бета-версии 8.0. При этом она не распространяется в качестве самостоятельного продукта - а только в составе прикладных решений.

"1С:Образование" предназначено для разработки и использования образовательных комплексов (ОК), которые включают наглядные, справочные, тестовые и другие материалы. Продукты семейства "1С:Школа" — являют собой примеры таких ОК в исполнении фирмы "1С" и ее партнеров по этом проекту. В отличие от "1С:Предприятия" при формировании ОК не применяется программирование, поэтому по своей сути это скорее мультимедийный документ сложной структуры с использованием иерархического набора объектов (базовых и составных), а не программное приложение.

Систему можно устанавливать как в локальном варианте, так и в сетевом (клиент-серверном), когда несколько пользователей могут работать с нею одновременно с разных клиентских ПК. Вне зависимости от варианта установки "1С:Образование" является многопользовательским приложением, в котором информация о прохождении учебного материала, а также созданные объекты хранятся индивидуально по каждому пользователю.

Рис. 1. Основное окно приложения "1С:Образование 3.0

Ключевой элемент системы "1С:Образование" — прикладной модуль "Навигатор", предназначенный для работы с образовательными комплексами как в режиме библиотеки, так и в режимах курса и урока. Он обеспечивает взаимосвязанность объектов, полнотекстовый поиск и поиск по атрибутам, позволяет выводить объекты на проектор, добавлять свои объекты, собирать из них подборки, создавать тесты и курсы. Здесь же можно пользователям назначать уроки и отслеживать состояние и статистику по прохождению курса. В "Навигаторе" поддерживаются различные интерфейсы в зависимости от ролей пользователя. При этом он сопровождается компонентами для создания новых объектов, подборок объектов и курсов.

В состав "1С:Образования" входят также модуль "Администратор" для регистрации пользователей, распределения их по группам и обозначения прав на доступ к ОК, и сервисная утилита для управления сервером и настройки соединения к нему клиентского рабочего места.

Важным достоинством платформы "1С:Образование" является возможность интеграции с внешними приложениями по организации учебного процесса. Здесь реализованы различные варианты такого взаимодействия - от автоматической регистрации объектов и пользователей до прямого информационного обмена с помощью XML-интерфейса. Именно с помощью этого механизма создается единое информационное пространство школы с совместным применением ОК "1С:Образование" и прикладных решений на базе "1С:Предприятие".

Следует подчеркнуть, что программная среда "1С:Образование", которая входит в состав продуктов серии "1С:Школа", не позволяет пользователю строить собственные приложения с нуля. Он может только дорабатывать, пополнять и настраивать готовые продукты. Очевидно, что в "1С" есть и набор низкоуровневых инструментов платформы, которые пока предназначены только для разработчиков из фирмы и участников проекта "1С:Школа". Однако общая логика развития событий говорит, что в не очень отдаленном будущем они вполне могут стать доступными и для более широкого круга партнеров.

В начало статьи

"1С:Предприятие" для школ и библиотек

Второе направление, по которому фирма "1С" движется в сферу систем образования, состоит в разработке специализированных решений для создания автоматизированных систем управления на базе платформы "1С:Предприятие".

Ведущим продуктом здесь является "1С:ХроноГраф Школа 2.0" (1СХШ) - имеено ему отводится ключевая роль в построении общего информационного пространства образовательного учреждения. Помимо организации работы всех сотрудников школы (преподавателей, классных руководителей, администраторов, бухгалтеров, секретарей) он позволяет связать воедино образовательные комплексы "1С:Образование " и универсальные прикладные решения "1С:Предприятия" ("1С:Зарплата и кадры", "1С:Бухгалтерия").

Рис. 2. Взаимодействие продуктов "1С:Образование 3.0" и "1С:ХроноГраф Школа 2.0"

Например, классный руководитель может внести список своих учеников в пакет 1СХШ и экспортировать его в образовательный комплекс "Вычислительная математика и программирование, 10-11 кл.". Теперь в этом комплексе все ученики могут проходить уроки (читать лекции, отвечать на контрольные вопросы) и сдавать итоговые тесты. Результаты выполненных работ можно из любого образовательного комплекса экспортировать обратно в программу 1СХШ с тем, чтобы их в удобное для себя время просмотрел учитель, ведущий предмет в этом классе. При такой технологии в школе может храниться история каждого ученика — все его достижения и успехи.

Фактически "1С:ХроноГраф Школа" — это базовый продукт целого семейства программ "1С:ХроноГраф". Уже в начале осени должны появиться созданные на его основе облегченные варианты приложений: "Класс" (для классного руководителя), "Контингент" (для секретаря-делопроизводителя), "Тарификация" (для бухгалтерии). Они позволят более гибко подходить к автоматизации школы (например, каждый учитель может сам автоматизировать свою работу, не дожидаясь решения дирекции).

Говоря об образовательном направлении "1С", нужно упомянуть и еще об одной новой сфере интересов компании — автоматизации библиотечной деятельности. Сегодня на рынке представлены два ее продукта — "1С:Библиотека колледжа" и "1С:Школьная библиотека": созданные на базе "1С:Предприятия", они ориентированы именно на учреждения образования, хотя фирма в своих планах предусматривает создание приложений и для более широкого круга библиотек.

Сейчас оба продукта проходят сертификацию в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург), где проверяется их поддержка формата RUSMARС, используемого в механизме обмена данными с внешними базами книжных изданий.

В начало статьи