Главная страница Visual 2000 · Общий список статей

Рождественские гадания о светлом будущем российского ERP-рынка

Андрей Колесов

© Андрей Колесов, 2003
НЕОПУБЛИКОВАНА. Авторский вариант. Статья была написана в середине декабря 2003 г. и отправлена в редакцию PC Week/RE. Я думал, что она может подойти по своей теме и стилю для последнего в старом году или для первого в новом номера PC Week/RE. Но сегодня уже 28 января 2004 г., до сих пор по вопросу публикации статьи нет решения или хотя бы мнения. Ни "да", ни "нет". Просто нет никакой реакции. Ну, как извествно, молчание, в данном случае, знак отказа :-(


Поводом к написанию этих заметок...

Поводом к написанию этих заметок стало сообщение о том, что корпорация "Парус" решила развивать новой направление бизнеса, занявшись внедрением систем управления верхнего уровня на базе технологий тоже корпорации, но с названием SAP (см. PC Week/RE N 46/2003, с. 1). Событие, безусловно, знаковое и имеет, по крайней мере, два важных аспекты. Прежде всего, это означает, что отечественные разработчики систем управления среднего класса фактически исчерпали свой ресурс повышения функциональности и масштабирования своих разработок до уровня, необходимого для крупных заказчиков. И тут сразу нужно сделать важное замечание.

Представленные на рынке системы управления предприятия (для краткости изложения мы будем далее использовать термин ERP, не вдаваясь в дискуссии о границах возможного его применения) можно довольно условно разделить на три класса: малые, средние и крупные. Так вот, с технологической точки зрения создать в рамках одной выбранной архитектурной базы набор решений, одинаково конкурентоспособных даже на двух соседних уровнях практически невозможно. Безусловно, жестких границ применимости подобных продуктов нет, тем не менее, за исходную позицию можно принять следующий постулат: если вы хотите уверенно чувствовать хотя бы на двух уровнях, нужно создавать две качественно разные технологические платформы, а к ним – и две модели ведения бизнеса, организации работы с партнерами, клиентами и т.д. Мне такие случаи в современной истории ИТ-рынка пока неизвестны.

Так вот, корпорация "Парус" по мере повышения уровня реализуемых ею проектов довольно естественно встала перед выбором: создавать качественно новую собственную платформу или... Вариант "или..." на самом деле просто не имеет альтернативы: создание платформы класса SAP R/3 или Oracle E-Business Suite требует таких затрат, что окупиться на внутреннем российском рынке в обозримом будущем просто не может. Для этого нужно ставить задачу завоевания существенной доли мирового рынка....

Так что, если иметь в виду задачу охвата клиентов более высокого корпоративного уровня, то решение "Паруса" о начале активной работы с технологиями SAP выглядит фактически единственно возможным. И здесь хотелось бы отметить второй знаковый момент этого события: отказаться от идей создания собственных качественно новых технологии разработчику ПО психологически не так-то просто. Руководство "Паруса" пошло на этот шаг, поняв, что интересы бизнеса выше честолюбивых творческих амбиций. Впрочем, для этой российской компании принять такое решение было не так уж сложно, так как ее бизнес-модель изначально была ориентирована не столько на разработку, сколько на внедрение систем автоматизации.

В начало статьи

Впереди – борьба на среднем рынке

Итак, получается, что ситуация на рынках малых и крупных предприятий представляется довольно прогнозируемой: на первом доминирующие позиции занимает российская платформа "1С:Предприятие" <*>, на втором – западные поставщики (SAP, Oracle, вряд ли можно ожидать появление здесь других компаний).

<*> В силу специфики рынка прикладных бизнес-систем можно предположить, что, несмотря на лидерство той или иной компании на уровнях малого и среднего бизнеса, там всегда найдется место для достаточно значительного числа относительно небольших нишевых игроков.

А вот что будет происходить на среднем уровне, где сегодня и в мире и в России пока явных лидеров не наблюдается? Ситуация на этом сегменте тем более интересна, что данный слой занимает на рынке промежуточную позицию и с силу этого автоматически находится в состоянии "огневого контакта", как с нижним, так и с верхним уровнем ERP-систем.

Лично я не сомневаюсь, что в видимой перспективе у российских поставщиков ERP-решений имеются очень хорошие шансы расширения своего бизнеса на основе собственных разработок. Но все же на лидирующие позиции в этом сегменте в не очень отдаленном будущем будут, скорее всего, претендовать ERP-решения на базе технологий Microsoft Business Framework (MBF). И вот здесь мне хотелось бы перейти к описанию возможного сценария развития событий, несбыточность которого можно будет позднее смело списать на рождественские галлюцинации.

В начало статьи

Сон в зимнюю ночь...

Обратите внимание, в предыдущем абзаце я не сказал, чьи это будут ERP-решения – может быть Microsoft, а может быть и нет. Я знаю, что второе предположение вызовет у абсолютного большинства читателей лишь успешку – ведь ни у кого нет сомнений, что если корпорация Билла Гейтса берется за какое-то дело, то бьется до последнего, чтобы занять лидирующие позиции. Зачем же она ввязалась в ERP-бизнес, создав мощное направление Microsoft Business Solutions, как не для того, чтобы зарабатывать деньги?

Нет сомнения в том, что создание MBS имеет целью расширения бизнеса корпорации. Но какими путями она будет идти к цели – это вопрос. Мне сейчас не хотелось бы втягиваться в обоснования своих предположений (на эту тему см. "Microsoft решила заняться ERP-бизнесом. К чему бы это?", PC Week/RE N 14/2003, с. 48), конце концов – это просто рождественский сон. Скажу только, что Microsoft – это совершенно необычный игрок на ERP-поле, и от нее можно ожидать самых разных неожиданностей. В частности и то, что модель, которую мы сегодня видим на примере продуктов MBS в России, будет заменена на совсем другую стратегию продвижения своих ERP-технологий нового поколения. Некоторые соображения в пользу такого поворота событий приведены в статье "Контуры MBF проясняются" (PC Week/RE ь 43.2003, c. 56). И уже после ее публикации от наших зарубежных информаторов пришли слухи о том, что окончательного решения о том, будет ли Microsoft делать ставку на продвижение готовых решений или ограничится традиционной позицией поставщика платформы, на уровне верхнего руководства еще не принято...

Итак, принимаем за рабочую гипотезу то, что Microsoft примет за основу второй вариант, отдав бизнес создания продуктов для конечных пользователей своим стратегическим партнерам. Их состав уже в принципе известен: это те самые 15 компаний, которые еще в сентябре стали участниками программы MBF Technologies Adoption Program. Из них в России сильнее всего представлена Scala, которая станет в ближайшее время частью корпорации Epicor Software (также участника той же программы).

Тогда зададим вопрос: какие же продукты придут в Россию на смену нынешним Axapta и Navision? Правильно – продукты Epicor/Scala, а не MBS. А это означает, что российские поставщики ERP- решений, которые сегодня воспринимают Microsoft как нынешнего и будущего конкурента <**>, на самом деле в будущем будут состязаться на рынке совсем с другими поставщиками.

<**>Более того – как обманщика, который еще три года назад клялся, что будет всегда верным партнером для российских разработчиков, а сам коварно решил вытеснить их с рынка.

Но раз так, то тогда напрашивается другой вопрос: почему бы тому или иному российскому разработчику учетно-управленческих решений не заняться созданием собственных программных продуктов на технологической базе MBF (став участником все той же программы раннего технологического ознакомления). Тогда опираясь на очевидные преимущества "родного поля" (клиентсткая база, партнерская сеть, специфика национального законодательства и пр.) и поддержку Microsoft (которая автоматически из конкурента превращается в партнера) можно вполне побороться за лидерство на рынке средних предприятий с любым иностранным поставщиком. А там, глядишь, и самим выйти за зарубежные просторы...

Ну, а если у такой компании уже имеются собственная технологическая платформа? Ответ на этот вопрос зависит от того, на каком рынке сегодня работает эта фирма. Если в сегменте средних предприятий, то придется потихоньку мигрировать на MBF. Если же в сегменте малых, то две платформы будут очень удачно дополнять друг друга. Особенно рады такому развитию событий будут фирмы-внедренцы, которым тоже нужно повышать уровень своих проектов. ...Петухи пропели, рождественская елка стоит в праздничном убранстве, скоро наступит Новый год. Посмотрим, как все будет получаться на самом деле.

В начало статьи