Главная страница Visual 2000 · Общий список статей

Microsoft будет всех активировать

Андрей Колесов

© Андрей Колесов, 2001
Авторский вариант. Статья была опубликована c незначительной литературной правкой в литературной правкой в литературной правкой в еженедельнике PC Week/RE (№ 05/2001, с. 1)


Российское представительство Microsoft...

Российское представительство Microsoft провело 5 февраля пресс-конференцию, посвященную объявленным накануне штаб-квартирой корпорации планам внедрения новой технологии защиты от несанкционированного копирования программных продуктов под названием Product Activation (см. приложение). Такая оперативность объясняется, по-видимому, необходимостью дать соответствующие комментарии к весьма неординарному шагу Microsoft, который наверняка вызовет неоднозначную реакцию у пользователей (а может быть и партнеров) и который может иметь далеко идущие последствия. Хотя на пресс-конференции представители Microsoft достаточно уверенно отвечали на вопросы журналистов, было видно, что для сотрудников корпорации внедрение будущих нововведений представляют собой весьма серьезную работу.

Последние два года Product Activation использовалась при розничных продажах пакета MS Office в США, Канаде, Бразилии, Китае, Новой Зеландии и Австралии. С нынешнего года технология будет применяться по всему миру, в том числе для варианта поставок корпоративных лицензий, в новых версиях основных продуктах корпорации: MS Office (ожидается в мае), MS Visio, Windows.

Первая реакция журналистов на предстоящие новшества касалась двух вопросов. Первый — сугубо технический: как будет работать данная технология при модернизации ПК? Сергей Алпатов, менеджер московского представительства Microsoft, отвечающий за реализацию данного проекта в СНГ, заверил, что при обновлении компьютера (замены не более трех узлов одновременно) повторная активация не понадобится. Число таких модернизаций не ограничено. Новая активация потребуется только при установке на новый ПК (отличить обновленный компьютер от нового, действительно очень просто).

Второй вопрос, скорее, нравственный: не является ли подобная процедура вторжением Microsoft в частную жизнь пользователей? И вообще это унизительно, — заплатив деньги, просить еще у Билла Гейтса разрешения работать с программой! (Один из журналистов сделал на конференции весьма любопытное замечание: "Закат любой организации начинается с совершения не экономических, а нравственных ошибок".)

Однако, если отбросить эмоции, в целом представляется бесспорным правом разработчика ПО (в рамках законодательства) устанавливать необходимые методы его интеллектуальной собственности и обеспечения выполнения клиентами лицензионного соглашения. На первый взгляд предложенные нововведения не противоречат действующим законам.

Но все же проблема есть и она заключается в том, что Product Activation серьезно изменяет сложившуюся за последние тридцать лет схему передачи авторских прав на программные продукты, которая подразумевала возможность свободной переустановки пользователем ПО с одного ПК на другой. Главное условие — программа должна быть записана и использоваться только на одном компьютере.

Технология же Product Activation привязывает приложение к "первому" компьютеру (возможно, повторную активацию нужно будет производить даже при переустановке пакета на тот же ПК). Microsoft уверяет, что пользователь будет иметь возможность повторной активации, но не автоматически — это вопрос будет решаться в индивидуальном порядке, и критерии получения положительного ответа четко не определены. Все это вступает в противоречие с существующим сегодня вариантом лицензионного соглашения, но представители Microsoft уверили, что его текст будет изменен в соответствии с новыми реалиями.

(Вообще-то, предстоящее внедрение новой технологии активации является хорошим поводом вернуться к обсуждению вопроса, что же такое программный продукт, какие услуги входят в это понятие, какие гарантии имеются со стороны производителя и пр. За что пользователь платить деньги?)

Кроме того, имеется целый ряд сугубо технических вопросов, ответы на которые сегодня выглядят пока довольно туманно. Например, как новая технология активации будет работать у корпоративных клиентов. (До сих пор Microsoft испытывал Product Activation только для розничных версий.) Последние довольно широко используют средства автоматической рассылки и инсталляции ПО в сети (например, MS Systems Management Server), когда речь идет о десятках и даже сотнях рабочих станций.

Сергей Алпатов считает, что в данном случае не возникнет никаких проблем при использовании автоматической активации через Web. Но ведь далеко не все ПК корпоративных сетей, например из соображений безопасности, имеют прямой доступ к Интернет.

На пресс-конференции были заданы также вопросы о нетривиальных случаях применения ПО, связанных с достаточно частой его переустановкой. Например, это целевое тестирование разных моделей ПК или развертывание временных сетей для конференций. В ответ представители Microsoft предложили использовать возможность 50-кратного запуска обычных приложений или применять ознакомительные Trial-версии, которые предоставляют полнофункциональные пакеты с ограниченным временным сроком работы.

И еще один важный вопрос: зачем вообще Microsoft идет на внедрение такой технологии активации ПО? Действительно ли она сможет повлиять на снижение нелегального распространения программ? Ссылаясь на опыт применения Product Activation, сотрудники Microsoft сказали лишь, что положительный эффект имеется, хотя конкретные цифры не были названы. Что же, касается, прогноза развития событий на отечественном рынке, то тут в кулуарах давались диаметрально разные оценки.

Тем не менее, стоит отметить, что Microsoft решила подкрепить свою юридически-просветильскую борьбу с пиратами применением технологических методов. Однако стоит отметить, что нелегальное производство и распространение ПО — это целая индустрия с очень серьезными финансовыми и техническими ресурсами. Так что, скорее всего, новые приложения Microsoft со взломанной защитой появятся в Митино сразу же после выхода "официальных" продуктов...

Так или иначе, но борьба с пиратами переходит в новую фазу, но перспективы ее развития пока совсем не очевидны...

В начало статьи

Приложение. Схема активации программных по технологии Product Activate

1. Во время установки приложения пользователь вводит ключ продукта (Product Key), указанный на упаковке компакт-диска. В настоящее время на этом "идентификация" продукта заканчивалась, но теперь все только начнется: на экране появится окно, в котором появится пятидесятизначный цифровой идентификационный номер установки (Installation ID), и предложение активировать продукт.

Installation ID однозначно идентифицирует уникальную конфигурацию конкретного компьютера на основе информации о серийных номерах всех основных компонентов ПК — процессора, оперативной памяти, материнской платы, дисков и пр. Microsoft уверяет, что никаких персональных данных (имя пользователя, конкретный тип процессора, перечень установленного ПО) в этом ключе зашифровано не будет.

2. Для активации пользователь должен через Интернет (в режиме онлайн или по электронной почте) или по телефону связаться центром активации (в СНГ — это московский Информационный центр Microsoft) передать туда Installation ID и получить в ответ 42-разрядный ключ активации (Activation Key), после ввода которого можно работать с программной в обычном режиме. При онлайновой работе это займет пару секунд, при телефонном звонке — не более 3-4 минут.

3. Пользователь может выбрать вариант "активировать позднее", но в этом случае в его распоряжении будет только 50 запусков программы в полноценном режиме. После этого программа перейдет в режим "ограниченной функциональности". Например, приложения Office заблокируют возможность сохранения документов и создания новых файлов.

В начало статьи