Главная страница Visual 2000 · Общий список статей

Как дела, компьютерный бизнес России?
Процесс формирования бизнес-сообщества продолжается

Андрей Колесов

© Андрей Колесов, 1998
Авторский вариант. В опубликованной варианте статьи указаны три соавтора. Мои коллеги дописали концовку, с которой можно познакомиться в еженедельнике PC Week/RE (N 15/1998, с.16)


В начале апреля в подмосковном пансионате "Бор"...

В начале апреля в подмосковном пансионате "Бор" в течение трех дней проходила ежегодная четвертая конференция "Компьютерный бизнес России'98", организованная агенством маркетинговых исследований "Дейтор". По сути это является крупнейшим в стране мероприятием, ориентированным (как подчеркивают его устроители) на высший менеджмент рынка информационных технологий, для обсуждения актуальных проблем. (Примерно такие же цели ставит перед собой "Русский день" МКФ, но он рассчитан на более узкий, элитарный круг людей и более неформальную форму общения.)

Судя по ряду формальных признаков, конференция (как регулярное мероприятие) развивается успешно и привлекает повышенное внимание со стороны представителей бизнеса. Длительность проведения увеличилась до трех дней, расширилось число заседаний, количество участников перевалило за 300 человек, при том что стоимость участия и проживания вышла на уровень мировых стандартов. Да и место выбрано соответствующее — буквально за пару недель до конференции здесь проходила встреча президентов России, Германии и Франции.

Однако, несмотря на очевидную полезность конференции, создается впечатление, что она переживает некоторый переломный момент, когда следует серьезно подумать о ее будущем. Основная идея такова: меняется рынок, значит требуются изменения характера обсуждений как по существу, так и по форме.

В начало статьи

От элитной тусовки — к формированию компьютерного сообщества

Говоря об изменении характера конференции, ее участники в первую очередь отмечают заметную смену контингента. Еще год назад на нее собирались в основном первые лица ведущей группы фирм отечественного рынка. Сейчас же многие из них представлены вторым эшелоном руководства, а увеличение числа участников идет за счет появления на конференции не очень известных компаний.

Но в этом нет ничего удивительного. Ведь сама конференция три года назад фактически была неким торжественным приемом в честь победителей — компаний и персон — конкурса Dator top100. Со временем неформальные дискуссии перешли в более организованные обсуждения в виде круглых столов. (Характерные заголовки публикаций в прессе о конференции-96 — "Экспромт хорошо. Но нужен анализ" "Компьютерный бомонд собрался в Отрадном".) Логическим развитием этого процесса стало то, в этом году обещанный прием в честь лауреатов top100'98 просто не состоялся. (А жаль. Наверное, это объясняется отсутствием многих номинантов, но следовало все же как-то поддержать атмосферу праздника.)

Такое развитие ситуации является вполне понятным — оно четко отражает изменения на рынке и характера отношений на нем. Компьютерный бизнес достаточно повзрослел, чтобы тратить время на простую тусовку (почему-то именно этот термин часто используется самими организаторы конференции), и теперь заинтересован в более деловом обсуждении проблем внутри бизнес-сообщества. И появление здесь лиц второго эшелона совсем не свидетельствует о падении рейтинга конференции, а говорит опять же об изменениях в характере рынка. Если раньше руководство компаний было сосредоточено в руках первых лиц, то сейчас, в условиях роста бизнеса, оно стало более коллегиальным — к формированию стратегии шире привлекается именно второй слой менеджеров-профессионалов.

Очевидно, что соответственно меняется и общая направленность конференции: от имиджевого мероприятия к более содержательному деловому обсуждению проблем. О том, что потребность в таких деловых встречах существует, говорит, например, проведение круглого стола "Проблемы учебных центров". Это тема была включена непосредственно по инициативе представителей УЦ, активно обсуждалась предварительно по электронной почте, а для работы в круглом столе большинство участников приехало специально, потратив воскресный день на полуторачасовую дискуссию с коллегами. В то же время наблюдается снижение в целом интереса к чисто имиджевым мероприятиям, в том числе и к проведению абстрактных рейтингов фирм.

В начало статьи

Компьютерный бизнес и компьютерная отрасль

Сейчас можно констатировать завершение структурного формирования отечественного компьютерного рынка (отдельных секторов, круга участников и пр.). Однако процесс создания бизнес-сообщества отрасли еще впереди. В этой связи следует напомнить, что до сих пор попытки создания каких-то широких общественных ассоциаций коммерческих фирм (РКС, РКА) в целом не увенчались успехом. Объективная причина — отсутствие пока реальной потребность такой консолидации для решения общих проблем сообщества, как внутренних, так и внешних.

Тем не менее, очевидно, что по мере роста рынка появляется все больше вопросов, для решений которых требуются некоторые совместные усилия компаний, в том числе и явных конкурентов. В такой ситуации задачей бизнес-конференций становится не только обсуждение состояния и перспектив развития рынка (эдакое совместное проведение маркетинговых экспресс-исследований в сочетании со школой передового опыта), но и выявление проблем, мешающих его нормальному расширению, а самое главное — определение совместных шагов по их решению. Однако при этом требуется четкое осознание сообществом своего местоположения в окружающей среде: в компьютерной индустрии, экономике страны, мировом компьютерном сообществе.

Здесь следует уточнить: "компьютерный бизнес" отнюдь не тождественен "компьютерной индустрии", если понимать под последней всех, кто занимается так или иначе производством товаров, технологий и услуг в области ИТ. Ведь кроме коммерческих фирм имеются государственные предприятия, вузы, НИИ и пр., влияние которых на рынке сейчас постоянно растет. Не говоря уже об огромных ресурсах, сосредоточенных в отделах автоматизации предприятий, банков, госорганизаций — по числу занятых специалистов (разработчиков, администраторов, сотрудников технической поддержки и пр.) и создаваемой дополнительной стоимости этот сегмент по крайней мере вполне соизмерим со всем российским компьютерным бизнесом.

Однако пока компьютерный бизнес продолжает обсуждение внутренних проблем чисто в рамках своего сообщества. В то же время многие дискуссии — это было хорошо видно на прошедшей конференции (консалтинг, заказные решения, развитие индустрии ПО и пр.) — явно выросли за внутрицеховые рамки и их обсуждение "в узком составе" (без участия в них представителей государства, ИТ-менеджеров предприятий и пр.) становится бессмысленным.

В этом плане хорошей иллюстрацией является проведение "Дейтором" осенью прошлого года на Фестивале Microsoft в Санкт-Петербурге конкурса "Лучший ИТ-менеджер". Здесь в качестве экспертов в жюри выступали представители... системных интеграторов. В результате получилось исследование в стиле "что такое правильный покупатель с точки зрения продавца", хотя в интересах дела было бы гораздо любопытнее узнать мнение потребителей.

Кроме того отчетливо видно, что пора переходить от абстрактного обсуждения проблем к поиску их решения. Например, одно из заседаний круглого стола свелось к обсуждению того, что "наше государство безразлично к нуждам компьютерного бизнеса". Но стоило ли тратить время на констатацию этой очевидной истины? Может быть, пора перейти к дискуссии типа "что делать?".

В начало статьи

Бизнес, заказчики, государство

К сожалению, следует отметить, что нынешняя конференция не продвинулась в плане перехода от обсуждения внутренних проблем к внешним, расширению круга участников. Более того, создалось впечатление, что внешние контрагенты и не очень-то хотят участвовать в таких дискуссиях. В частности, не состоялся один из ключевых круглых столов — "Государство-бизнес".

Весьма пассивно прошла встреча с представителями заказчиков. Любопытно, что на конференции постоянно говорилось о работе с малыми и средними предприятиями, как о наиболее актуальном сегодня направлении развития компьютерного бизнеса. А на круглый стол были приглашены все те же представители крупных государствнных структур (ЦБ РФ, Мэрия Москвы, Минфин РФ), точка зрения которых в целом давно известна. Самое главное — было заметно, что обуждение проблем российского компьютерного бизнеса им не очень интересно. Например, один из приглашенных четко высказал свой подход к проблеме: "Мы работаем с HP и нас не очень интересует проблема денег — мы достаточно большие, чтобы "прогнуть" их компьютеры до стоимости любого российского производителя". При такое постановке вопроса что-то обсуждать дальше вряд ли имеет смысл.

Конечно, можно в очередной раз посетовать на невнимание со стороны государства и крупного бизнеса, но, это в общем-то, как раз и является проблемой компьютерного сообщества.

(далее следует концовка, написанная моими соавторами, см. PC Week/RE)

В начало статьи