Главная страница Visual 2000 · Общий список статей

Государство признало заслуги российских разработчиков ПО
Остается ждать, когда оно признает их истинное значение для страны

Андрей Колесов

© 1999, Андрей Колесов
Авторский вариант. Статья была опубликована c незначительной литературной правкой в газете "Модус" № 12/99, с.14-15.

На проходившем 25-26 мая...
Как это все начиналось
Автоматизация бухгалтерского учета
Моделей бизнеса много
Все еще впереди


На проходившем 25-26 мая...

На проходившем 25-26 мая в Государственном Кремлевском Дворце Втором Съезде бухгалтеров и аудиторов России были объявлены благодарности и вручены грамоты Президента Бориса Ельцина целому ряду деятелей, внесших большой вклад в реализацию Правительственной программы по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности Российской Федерации. Среди представителей государственных органов — руководитель Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина А.С.Бакаев, ректор Финансовой академии при Правительстве РФ А.Г.Грязнов и руководитель Управления бухгалтерского учета Минсельхоза РФ В.В.Медведев. Были также отмечены заслуги и главы фирмы "1С" Бориса Нуралиева.

Конечно, благодарность — это не орден и даже не медаль. И тем не менее данное событие является весьма примечательным, причем не столько для бухгалтерской общественности, сколько для отечественной отрасли информационных технологий. Действительно, кажется впервые высшее руководство страны отметило представителя компьютерной фирмы, которая по своим формальным параметрам лишь немного переросла планку "малого бизнеса".

Тут необходимо отметить, что фирма "1С" известна не только в бухгалтерских кругах: в последние годы она по праву считается одним из лидеров всей компьютерной индустрии страны. Так, по итогам прошлогоднего корпоративного опроса "Dator top 100 компьютерного бизнеса России'98" (в этом году опрос не проводился) "1С" была признана самой авторитетной, из всех работающих на этом рынке компаний, а ее бессменный руководитель возглавил аналогичный список персон.

В начало статьи

Как это все начиналось

Нынешний этап развития российской компьютерной отрасли начался в конце 80-х годов под воздействием двух факторов: формирования рыночных отношений на основе частного предпринимательства и "поднятия занавеса", преграждавшего поступление в страну современных компьютерных технологий. Первый фактор послужил основой для роста объема поставок вычислительной техники как за счет резкого увеличения активности поставщиков, так и благодаря расширению потребительского спроса. Второй фактор снял существовавшие ранее ограничения на поставки техники и одновременно повысил эффективность ее применения, что в свою очередь усиливало спрос на нее.

Примечание. Как это ни парадоксально, но формирование рыночных отношений в СССР в середине 80-х годов началось именно с компьютерной отрасли, в которой ранее царил жесткий порядок распределения фондов.

Эти преобразования привели к весьма различным результатам для двух основных отраслей ИТ-индустрии: производителей техники и разработчиков ПО.

Даже в условиях более низкой стоимости советская вычислительная техника оказалась совершенно неконкурентноспособной по сравнению с западными образцами. Производительность и надежность импортных персональных компьютеров были существенно выше советских аналогов и находились на уровне мощных ЕС ЭВМ, которые ранее были доступны только крупным предприятиям, преимущественно из ВПК, и организациям высшего государственного управления. В результате даже при достаточно высокой цене импортные компьютеры стали полностью доминировать на рынке, что привело к полной деградации созданного к тому времени советского производства электронно-вычислительной техники. Воссоздание данной отрасли реально началось лишь в начале 90-х годов на новых принципах организации (этот вопрос мы пока рассматривать не будем).

Примечание. Импортный ПК среднего класса (типа IBM PC/AT 286) тогда стоил около 90 тыс. руб., что было в 8-10 раз выше стоимости "Жигулей" и в 5-6 раз выше его же стоимости в США. В результате развития рынка уже в 1995 году стоимость ПК среднего класса (тогда это был AT/486) составляла приблизительно 1000 долл., т.е. в 6-8 раз меньше "Жигулей" и на 10-20% ниже его аналога в США.

Что касается программистов, то они встретили происходящие изменения с большим энтузиазмом, рассчитывая на расширение спроса на свою продукцию в стране и возможность выхода на зарубежные рынки. Однако после заметного всплеска активности на рубеже 90-х годов стало очевидно, что надежды на быстрый рост разработок отечественного ПО не оправдались.

Объяснение сложившейся ситуации видится в двух взаимосвязанных причинах. Во-первых, в СССР не было даже какого-то подобия рынка ПО и программы никогда не признавались товаром ни с точки зрения законов, ни с точки зрения морали. Во-вторых, в силу общего отставания в применении ВТ в стране господствовал принцип работы с программами "сам программирую, сам эксплуатирую" — понятие "конечный пользователь" в современной трактовке просто отсутствовало. (Тезис "программа является товаром" вполне мог быть приравнен тогда к призывам о свержении существующего строя.)

Получилось, что потребители чисто психологически были не готовы ни к самостоятельной работе на компьютерах, ни к оплате программ. Второй аспект стал (и является до сих пор таковым) наиболее серьезным препятствием к развитию рынка, когда искреннее непонимание, зачем нужно тратить деньги на нематериальные товары, было подкреплено возможностью безнаказанного приобретения нелегальных копий программ.

В то же время для разработчиков переход от создания программ на уровне "лабораторного образца" к реализации рыночных продуктов был также непросто. Не говоря уже о принципиально новых проблемах маркетинга по продвижению и поддержке программ, сказалась (и действует по настоящее время) явно устаревшая методика подготовки программистов для решения уникальных задач научного уклона. В то время, когда в нашей стране еще спорили: "Что такое программирование — наука или искусство?", в современном компьютерном мире уже давно пришли к другому ответу: "Технология".

В результате большинство фирм (тогда это были еще кооперативы, творческие коллективы и пр.), начинавшие свою деятельность как "программистские", довольно быстро переключились на продажу техники. К сожалению, еще одним из неприятных следствий данного процесса стало появление недоверия корпоративных пользователей к российским фирмам-разработчикам как стратегическому партнеру, который готов обеспечить не только качество разового заказа, но и гарантировать будущий цикл сопровождения и модификации продукта. Ориентация на зарубежное ПО опиралась на в целом справедливый вопрос к отечественным разработчикам: "Американский имярек будет на рынке и через десять лет. А кто гарантирует вашу жизнеспособность хотя бы через пару лет?"

В начало статьи

Автоматизация бухгалтерского учета

Расширение сферы применения компьютеров в России в конце 80-х годов во многом проходило под знаком автоматизации бухгалтерии. Конечно, для решения задач "АСУ" и раньше применялась вычислительная техника, однако, во-первых, реально это было доступно далеко не каждому крупному предприятию, а, во-вторых, — не имело ничего общего с современным представлением об использовании компьютера.

Интерес к автоматизации бухучета определялся, с одной стороны, доступностью вычислительных средств, а с другой — ростом числа участников рынка, и что, не менее важно, — необходимостью повышения эффективности бухучета для деятельности предприятия в рыночных условиях (в отличие от советских времен).

Примечание. Изучая в конце 70-х годов переводную литературу по программированию, мы искренне не понимали, почему в качестве примеров там рассматриваются какие-то учетные задачи, которые нам казались вообще недостойными внимания вычислительной техники.

Проблема состояла также в том, что старые бухгалтерские кадры были очень слабо подготовлены к быстрой смене технологий. Оказалось, что разработчики программ быстрее осваивали основы практической бухгалтерской работы, чем сотрудники финотделов — использование компьютеров. Вспомним, что на рубеже 90-х годов начался быстрый процесс обновления бухгалтерских кадров за счет, в первую очередь, разработчиков ПО, а потом и других научно-технических специалистов. Это процесс фактически прекратился лишь два-три года назад, когда подошла волна выпускников профильных вузов, подготовленных уже на основе современных технологий бухучета.

По-видимому, переломным моментом в сфере создания ПО для автоматизации управления предприятием (автоматизация бухгалтерии была только первым шагом к решению более общих задач) стал период 92-93 гг., когда на рынке остались разработчики, решившие трудиться на этой ниве надолго и всерьез. В результате уже спустя 3-4 года сформировалась инфраструктура отечественного рынка делового ПО, отвечающего самым современным требованиям.

Ушла в небытие схема натурального хозяйства, когда на каждом предприятии имелась группа программистов, занимающаяся разработкой своей "бухгалтерии". Это говорит о многом. Во-первых, о повышении качества готовых продуктов (в частности, их способности к адаптации к нуждам пользователя). Во-вторых, о желании руководителей оптимизировать затраты на автоматизацию. В-третьих, о доверии к российским разработчикам как к деловым партнерам.

Важным итогом стало то, что несмотря на постоянные изменения в правилах удалось в значительной степени унифицировать технологию бухгалтерского учета. Это стало возможным не только за счет использования готовых программ, но и благодаря активному участию разработчиков ПО в процессе реформирования этой отрасли.

Следует отметить также, что в сфере автоматизации задач бухгалтерии однозначно доминируют местные разработчики. Сегодня этого никого не удивляет, но нужно напомнить, что "российская специфика бухучета" была, возможно, далеко не самой главной. Достаточно вспомнить, в частности, упущенные возможности при создании "национального текстового редактора", или пример Германии, где на рынке бухгалтерских программ сильные позиции имеют разработки из Южной Африки.

В начало статьи

Моделей бизнеса много

Среди лидирующей группы компаний (их не менее десятка), занимающихся разработкой бухгалтерского ПО, можно наблюдать самые различные бизнес-модели (построение партнерской сети, ориентация на разные сегменты пользователей и пр.). И в этой связи сейчас можно вернуться к фирме "1С", так как именно точно выбранная в свое время схема продвижения продуктов обеспечила ее лидирующее положение на этом рынке.

С самого начала своей деятельности "1C" сразу отказалась от тактики прямых продаж, сделав ставку на создание дешевого коробочного продукта, распространяемого через широкую партнерскую сеть. Массовое привлечение партнеров обеспечивалось в том числе и беспрецедентными льготными условиями для дилеров: скидками до 60% при минимальных требованиях к объемам закупок (5 коробок). Такая модель бизнеса в те времена казалась почти безумием, однако уже в 1995 году стало очевидно, что именно такая стратегия обеспечивает успех на рынке в долгосрочной перспективе.

Исследование динамики бизнеса фирмы "1С" выходит далеко за рамки данной статьи, хотя на мой взгляд, ее опыт представляет интерес не только для компьютерного мира. Отмечу только, что основой ее развития в условиях возрастающей конкуренции на рынке является реализация современного стиля технологии разработки ПО и маркетинга его продвижения.

Даже формальные показатели объемов продаж "1С" (17 млн. долл. в 1998 году) являются очень значительными для чисто софтверной компании, не говоря уже о таком показателе как удельная выработка на одного сотрудника: более 120 тыс. долл./год. Реальный же вес компании на компьютерном рынке определяется созданной ею рыночной инфраструктурой.

Продвижением продукции "1С" занимаются около 1800 дилеров по всей стране, из них более 1000 — это сертифицированные фирмы-франчайзи, специализирующиеся на внедрении и поддержке продуктов "1С". Свыше 550 авторизованных центров готовят специалистов по бухучету на базе этих технологий. По некоторым оценкам общий объем "индустрии 1С" (с учетом разработок и услуг партнеров для ее продуктов) составляет от 120 до 150 млн. долл. в 1998 году.

В результате, заняв лидирующее положение среди потребителей в малом бизнеса (по мнению независимых экспертов "1С:Бухгалтерия" установлена не менее, чем в половине малых предприятий страны), фирма "1С" в последние годы быстро расширяет сферу своих интересов, с одной стороны, увеличивая номенклатуру своего делового ПО и продвигаясь в сторону корпоративных клиентов, а с другой, — осваивая новые виды программных продуктов (в частности мультимедийные).

В 1995 году "1С" с помощью своих многочисленных партнеров начала регулярное проведение масштабных мероприятий под названием "Единый семинар 1С", которые два раза в год собирают свыше 10 тысяч слушателей по всей стране. Содержание этих конференций выходит далеко за рамки обсуждения сугубо проблем автоматизации. Фактически благодаря поэтому "1С" смогла выйти за рамки "вспомогательной службы" и стать равноправным участником формирования государственной политики в области бухгалтерского учета.

Именно этот момент является пока еще уникальным для российского компьютерного бизнеса, который не проявляется своей активности в уровне общеотраслевых задач, ограничиваясь решением собственных проблем в рамках закрытых тендеров...

В начало статьи

Все еще впереди

Российские разработчики делового ПО занимают устойчивые позиции. Свидетельством этого является то, что их потери в результате "изменения экономических условий" в прошлом августе были существенно ниже, чем в других сегментах компьютерного рынка (общие объемы рынке снизились примерно в два раза в долларом эквиваленте). Фирма "1С" смогла даже увеличить свой оборот на 21%. И тем не менее...

Реальное положение данного сектора экономики еще очень далеко от того, которое оно должно занимать в государстве, претендующем на сколь-нибудь заметную роль в 21-м веке. Например, только в США количество софтверных компаний с объемом продаж свыше 20 млн. долл. исчисляется сотнями.

Конечно, тут можно высказать много упреков в адрес равнодушного государства. Но уместнее вспомнить известный афоризм: "Если ты не занимаешься политикой, тогда политика займется тобой".

В начало статьи