Главная страница Visual 2000 · Общий список статей

Отшумел десятый "Комтек"

Андрей Колесов

© 1999, Андрей Колесов
Авторский вариант. Статья была опубликована c незначительной литературной правкой в газете "Модус" № 9/99, с.8-9.

Еще пару лет назад в публикациях о "Комтеке"...
История "Комтека" — история отечественного ИТ-рынка
Уйти, чтобы остаться рядом
А что же "Комтек"?
Безусловно, ...


Еще пару лет назад в публикациях о "Комтеке"...

Еще пару лет назад в публикациях о "Комтеке" довольно часто встречались упоминания о том, что это третья по величине (по размеру площадей экспозиции и числу участников) компьютерная выставка в мире после американской Comdex (Лас-Вегас) и германской CeBIT (Ганновер). У широкой общественности этот факт вызывал определенную гордость за державу, но у некоторых специалистов возникал логичный вопрос. "Как же так? Россия не входит даже в десятку стран по показателю объема ИТ-рынка (у нас он не превышает 1% от объема мирового), а проводит одну из крупнейших в мире выставок? При том, что "Комтек" — чисто внутренняя выставка, а Comdex и CeBIT — мероприятия мирового масштаба." (Региональный масштаб выставки определяется не составом участников, представляющих свою продукцию и услуги, а составом посетителей, являющихся потенциальными клиентами и покупателями.)

В начало статьи

История "Комтека" — история отечественного ИТ-рынка

Ответ на этот вопрос достаточно прост — подобные диспропорции отражают лишь несовершенство нашей рыночной экономики переходного (изрядно затянувшегося) периода. На Западе проходит огромное число выставочно-презентационных компьютерных мероприятий. Не говоря уже том, что каждый из лидеров ИТ-индустрии проводит ежегодно до десятка собственных конференций, общее число участников которых измеряется десятками тысяч человек. В этом обилии Comdex и CeBIT выделяются своей общеотраслевой направленностью, причем отличительной чертой первой является ее нацеленность на демонстрацию самых последних новинок и обсуждение глобальных перспектив развития ИТ-индустрии, а второй — поиск новых деловых партнеров.

У нас же в начале 90-х годов "Комтек" и "Софтул" были фактически единственными компьютерными выставками страны. Но за последние годы число таких мероприятий быстро росло — как за счет общероссийских специализированных (связь, бухучет, банковское дело, торговля, мультимедиа и пр.), так и региональных, специализированных и общих. И это, естественно, отразилось на снижении популярности выставок-ветеранов.

"Комтек" изначально позиционировал себя как дорогая и престижная выставка. В 1990 году в ней участвовали всего 55 компаний, но почти все они были зарубежными (правда, преимущественно из Юго-Восточной Азии), что для советских людей было в то время еще в диковинку. ("Софтул" той поры собирал не менее двухсот компаний, но в большинстве своем местных). С того момента число фирм-участниц быстро росло, причем в основном за счет иностранных компаний, которые проявляли большой интерес к растущему отечественному рынку и активно искали здесь партнеров и крупных клиентов.

В 1995 г. на "Комтеке" были представлены почти 700 фирм (рекорд выставки), из которых почти 25% были российскими, точнее — московскими, с небольшим добавлением петербургских. Однако именно в тот момент прозвучал первый сигнал о снижение его деловой эффективности: несколько российских фирм в конце июня 1995 г. подписали обращение к организаторам выставки с целым рядом претензий, одним из основных мотивов которых была слишком высокая стоимость участия (350 долл. за квадратный метр) при не самом лучшем уровне сервиса.

В свою очередь организаторы "Комтека", признавая наличие некоторых технических недостатков, ссылались на то, что данная ситуация характерна для любых московских мероприятий: российская столица уже тогда обошла по ценам западные города, а по сервису отстает от них. В этом доводе была определенная логика, хотя имелись другие примеры: стоимость площади на Softool'95 составила 150-200 долл. за 1 кв.м. Для сравнения: стоимость экспозиции на выставке CeBIT составляет 180-400 долл. при более высоком уровне предоставляемых участникам услуг.

По-видимому, пиком расцвета "Комтека" стал 1997 год, когда из 600 участников российские компании составили почти 50%. Тогда же был достигнут максимум выставки по площади — около 50 тыс. кв. м. в шести павильонах. Но одновременно в кулуарах все чаще стали возникать разговоры о снижении эффективности "Комтек". При этом многие компании говорили, что отказаться от участия в выставке — дело не простое. Присутствие на ней — дело престижа, уход с нее может быть воспринят как наличие проблем в бизнесе фирмы. Хотя скорее всего дело было в неверном отечественном представлении о престиже — одной из первых отказалась участвовать в "Комтеке" корпорация Microsoft (доверив рекламу своей продукции партнерам), демонстрируя тем самым, что у нее дела идут нормально.

В начало статьи

Уйти, чтобы остаться рядом

Так или иначе, но еще в прошлом году "Комтек" сократился по площади на 20%. В этом году почти на 50%: 300 участников на 20 тыс. кв.м. в двух павильонах. Организаторы выставки объясняют это экономическим кризисом в России. Разумеется, этот фактор повлиял на размах экспозиции, но все же не менее важным представляется и то, что многие бывшие участники "Комтека" смогли покинуть ее как раз под благовидным предлогом кризиса.

Но что очень характерно, многие из них решили не просто сэкономить деньги, а использовать их более рационально, проведя в это же время в Москве собственные мероприятия, пользуясь весенним всплеском интереса к информационным технологиям среди профессионалов и любителей.

В частности, буквально накануне "Комтека", 16-18 апреля российское представительство Intel провело во Дворце молодежи первую в Москве компьютерную ярмарку, в которой приняли участие 38 российских производителей ПК и программных продуктов. Ее посетило свыше 25 тысяч человек, при этом организаторы сделали особый упор именно на массового пользователя, в первую очередь на молодежь.

Мероприятие иной направленноси впервые провела 19-20 апреля компания "Весть-Метатехнология" при поддержке корпораций Microsoft и Xerox. Конференция "Электронный офис" была посвящена вопросам создания интегрированных корпоративных систем управления документами, знаниями и деловыми процессами. Почти 40 докладов были сделаны представителями более десяти российских и зарубежных компаний, а слушателями стали свыше пятисот специалистов из Москвы и регионов страны.

В начало статьи

А что же "Комтек"?

Создается впечатление, что снижение рейтинга "Комтека" в плане имиджевого мероприятия в какой-то степени компенсировалось повышением деловитости ее атмосферы. Тем более, что масштаб выставки прошлых лет просто не соответствовал реальным возможностям инфраструктуры "Экспоцентра", например, по обеспечению транспортом, питанием и пр.

Хотя на "Комтеке'99" российские компании составили менее половины участников, именно их экспозиции реально отражают общую ситуацию на отечественном ИТ-рынке. Не претендуя на полноту обзора, хотел бы привести только несколько примеров.

В этом году созданием и поддержкой пресс-центра "Комтека" занималось агенство "Алгоритм", которое выигрывало тендер на PR-обслуживание всех 15-ти выставок, проводимых в России компанией Comtek International. Кажется, впервые журналисты получили нормальные условия для работы и поддержку от организаторов — доступ к электронной почте, Web, телефоны, компьютеры, информацию и пр. Теперь бы еще прибавить актуальных новостей, которые можно было бы оперативно передавать... Но это уже зависит от участников выставки.

Как и в прошлом году, самую большую экспозицию представила фирма "1С" — два больших стенда в центре каждого павильона. На выставке она впервые официально показала новую версию семейства программ "1С:Предприятие" 7.7, а также предложила новый вид услуг для своих пользователей — ежемесячные выпуски компакт-дисков информационно-технического обслуживания. Глядя на обилие посетителей вокруг стендов фирмы "1С", кризис в стране представлялся каким-то уже прошедшим этапом...

Весьма любопытной была также экспозиция одного из лидеров российской дистрибуции, компании "Дилайн". Здесь был сделан упор на развитие относительно нового для нее направления "компьютерных комплектующих": системные платы, корпуса, жесткие диски, CD-приводы и пр. Это говорит о том, что "Дилайн" стала рассматривать в качестве серьезных партнеров небольших производителей ПК, что подтверждает факт роста доли этой категории сборщиков на отечественном рынке.

В прошлом году на "Комтеке'98" компания "Формоза" впервые рассказала о собственной сборке достаточно сложных комплектующих для ПК: модулей памяти и системных плат, изготавливаемых по лицензиям азиатских фирм, в частности Lucky Star из Тайваня. В этом году было показано, что кризис не помешал компании реализовать намеченные планы: в прошлом году было начало производство видеокарт, а также сборка мониторов Sony. Расширение выпуска компьютерных комплектующих российской компанией представляет собой отличный пример реального развития местного ИТ-производства на основе интеграции в мировую систему разделения труда. В отличие от утопических прожектов типа создания "российского телевизора" или "российского суперкомпьютера" (при поддержке бюджетных вливаний, конечно же).

На "Комтеке" было также объявлено о "Программе поддержки российского производителя", инициатором которой стала компания "Гарант", а участниками — еще десять отечественных фирм, разработчиков программных продуктов. Суть программы сводится в предоставлении льгот (до конца мая) пользователям на приобретение продуктов и услуг. Честно говоря, такая постановка вопроса довольно слабо соотносится с декларацией участников под громким названием "Во имя будущего России". Было бы гораздо лучше и для страны, и для ИТ-рынка, если бы бы российские производители объединились для решения собственных проблем, которых предостаточно в их взаимоотношениях с нашим государством.

В начало статьи

Безусловно, ...

Безусловно, "Комтек" была и остается крупнейшей компьютерной выставкой страны. Но чтобы так было и в будущем, ее организаторам нужно четко осознать, что времена экстенсивного развития отечественного ИТ-рынка прошли. Конкуренция растет, и в том числе в сфере выставочного дела.

В начало статьи