Главная страница Visual 2000 · Общий список статей

Каннский фестиваль мультимедиа

Андрей Колесов

© 1999, Андрей Колесов
Авторский вариант. Статья была опубликована c незначительной литературной правкой в газете "Модус" № 4'99, с.10.

В шестой раз представители компьютерной индустрии собрались в феврале в городе Канны на южном побережье Франции на ежегодной выставке Milia, посвященной мультимедийной продукции. Конечно, ей еще далеко до популярности всемирно известного кинофестиваля, но весьма символично то, что выставка была развернута как раз во Дворце Фестивалей. Более того, экспозиция Milia наглядно демонстрировала, что компьютерные технологии становятся неотъемлемым элементом всей киноиндустрии (от создания сценариев до распространения и демонстрации фильмов). Так или иначе было видно, что компьютерная выставка стала заметным событием для всего города и внесла явное оживление в жизнь курорта в межсезонье.

Следует подчеркнуть, что Milia является сугубо профессиональным мероприятием — вход на нее открыт только для зарегистрированных участников (минимальный взнос без предоставления стенда составляет около 700 долл.). С 8 по 12 февраля текущего года на нее съехалось более 7400 участников, представляющих свыше тысячи фирм из 57 стран, а также почти 750 журналистов со всего мира. Схема работы выставки такова: стенды занимают в основном разработчики, которые демонстрируют свою продукцию, а издатели и дистрибуторы ходят и выбирают товар. Причем, так как речь идет о специализированном и достаточно устоявшимся сегменте рынка, большое число встреч расписано и предопределено заранее. Параллельно идет весьма напряженная программа семинаров, презентаций и пресс-конференций. Такая схема организации выставки предопределяет ее очень высокую коммерческую отдачу по сравнению с общедоступными мероприятиями широкого профиля.

Даже краткий обзор представленных на Milia'99 продуктов (игровые, развлекательные, образовательные, энциклопедические, анимация и пр.) требует отдельного разговора, поэтому сейчас хотелось бы отметить только ее некоторые важнейшие элементы, которые отражают общую ситуацию на рынке мультимедиа.

С технологической стороны отчетливо наблюдалось смещение всего рынка мультимедиа от настольных компьютерных систем к использованию интерактивной телекоммуникационной среды, т.е. слиянию мультимедиа, Интернет и телевидения. На выставке было представлено несколько десятков различных вариантов мультимедийных Web-узлов. В этой ситуации ключевыми техническими вопросами (которые были в центре внимания многих презентаций и семинаров) становятся проблемы повышения пропускной способности каналов связи, с одной стороны, и информационного наполнения Сети, с другой. Характерно, что теперь выставка именуется как The International Content Market for Interactive Media — Международная ярмарка содержательного наполнения интерактивных средств информации. Одновременно следует отметить, что на прошедшей выставке число продуктов для DVD было относительно невелико.

По общему мнению экспертов европейский (да и мировой) рынок мультимедиа сейчас переживает довольно серьезный кризис после бума 1995-97 гг. Здесь можно выделить несколько основных причин: оценки потенциальной емкости рынка оказались завышенными; на него ринулось слишком много игроков; прошла первая волна спроса, вызванная во многом чистым любопытством. На последнем аспекте следует особо остановиться. По-видимому, именно из-за массового засилья товаров весьма среднего качества, которые в условиях начального развития рынка шли "на-ура", многие пользователи разочаровались в компьютерной мультимедийной продукции (поучительный пример для России, где происходят похожие процессы).

Сегодня покупатель стал более требовательным, конкуренция на рынке возросла, что потребовало серьезной структурной перестройки на рынке: часть компаний покинула его, пошли процессы слияния, переориентации и пр. Эти кризисные явления проявились на Milia'99 в том, что число участников сократилось почти в два раза по сравнению с временами двухлетней давности. И хотя в ней, помимо европейских компаний, участвовало довольно много фирм из США, Японии и стран Восточной Азии, чувствовалось значительное усиление французской стороны. В частности, по каким-то причинам на выставку не приехал целый ряд ведущих представителей этого рынка из Германии.

Еще одна любопытная тенденция, характерная также и для России: компании-дистрибуторы начинают активно заниматься одновременно разработкой и изданием мультимедиа-продуктов, вступая в прямую конкуренцию с независимыми специализированными фирмами и перекрывая им каналы распространения товаров.

В условиях крайне обостренного кризиса российского рынка мультимедийных продуктов (европейская ситуация на этом фоне выглядит почти идиллией) можно было ожидать активного участия в Milia'99 отечественных компаний. Однако их представителей оказалось на удивление мало, и это плохо увязывается с многочисленными заявлениями российских компаний о готовности или желании работать на зарубежном рынке.

Отдельный стенд имела фирма DiComp, которая давно и успешно работает на зарубежном рынке со своими продуктами по тематике "Сад и огород" (более 500 тысяч проданных копий по данным DiComp). Компания InterSoft, которая также ориентируется в основном на западный рынок, выпуская компакт-диски, посвященные в основном музеям и изобразительному искусству, была представлена на стенде своих американских партнеров. MediaHouse (дочерняя структура CompuLink) и "Бука" своих стендов не имели и в основном искали продукты западных разработчиков, выступая в качестве издателей и специалистов по локализации программ.

Из компьютерных компаний "общего профиля", кажется, единственными (и традиционными) участниками были Intel и Microsoft. Intel на своем стенде, развернутом в центре Дворца Фестивалей, впервые представила рабочие образцы ПК на базе Pentium III, официальное представление которого состоится в конце февраля. Возможности нового процессора демонстрировали оптимизированные под него программы, разработанные свыше чем 25-тью компаниями из разных стран мира (в том числе Parallel Graphics — австрийской компании с российскими учредителями и специалистами, являющейся наследницей "ПараГрафа").

В целом делегация Intel выглядела весьма представительно. Характерно то, что ее возглавлял старший вице-президент корпорации и генеральный менеджер подразделения по разработке средств информационного наполнения Интернет Рон Уиттиер (Ron Whittier), который провел специальный семинар, посвященный проблеме повышения эффективности использования Сети. Примечательно также, что в честь "вклада Intel в наполнение цифрового мира" был сделан специальный прием, организованный мэрией Канн и оргкомитетом Milia'99.

Microsoft своего стенда не имела, но зато провела целую серию семинаров, посвященных ее технологии DirectX, которая за последние пару лет стала ведущей платформой создания мультимедийных продуктов. На Milia'99 была впервые официально представлена обновленная версия DirectX 6.1, а также соответствующий набор для разработчиков MS DirectX Software Developer Kit 6.1. Ключевыми новшествами последнего (версия 6.0 была выпущена летом прошлого года) стало создание еще одного, шестого, компонента DirectX — DirectMusic, а также поддержка оптимизации программного кода с использованием новых команд процессора Pentium III, включенных в библиотеку работы с трехмерной графикой Direct3D.

Погода в межсезонье (днем около 10 градусов тепла, ночью один раз выпал небольшой снег) создавала благоприятную обстановку для работы, не предлагая дополнительных отвлекающих соблазнов. Тем не менее, времени для знакомства с местными достопримечательностями у участников Milia'99 вполне хватало. Тем более, что туристическая часть Канн фактически простирается на полтора километра вдоль набережной и в глубину от моря — на 200-400 метров. Впрочем, многие смогли выделить денек для поездки, например в Монако, до которого ехать около часа.

Завершился каннский фестиваль мультимедиа грандиозной вечеринкой с пивом и танцами почти до утра, на которую всех участников пригласили компании Microsoft и Infogrames.

В начало статьи