Главная страница Visual 2000 · Общий список статей

Как студенту стать ИТ-специалистом

Андрей Колесов

© 1999, Андрей Колесов
Авторский вариант. Статья была опубликована c незначительной литературной правкой в газете "Модус" № 3'99, с. 10-11.

В канун Нового 1999 года компания "Микроинформ", один из ведущих российских учебных центров в области информационных технологий (ИТ), объявила о старте новой долгосрочной программы "СтудеNT-99", цель которой — подготовка студентов вузов к сертификации в качестве ИТ-специалистов. Ее первыми партнерами в этом начинании стали Московский Инженерно-Физический Институт и Российский Государственный Университет нефти и газа им. Губкина.

В чем суть этого на самом деле весьма неординарного для российской компьютерной индустрии проекта? Зачем вузам, тем более известным высоким уровнем компьютерной подготовки своих выпускников, привлекать еще какие-то коммерческие фирмы? Может быть, речь идет просто о процессе "коммерциализации" образования — то, что раньше преподавалось бесплатно, теперь надо изучать за деньги? Для ответа на эти вопросы, нужно внимательнее разобраться в современном процессе подготовки ИТ-специалистов.

Особенностью вычислительной техники являются невиданные в истории человечества темпы ее развития. Современный персональный компьютер, который можно купить в магазине по цене 800 долл., по производительности превосходит вычислительные центры двадцатилетней давности, доступные тогда далеко не каждому крупному предприятию. Радикальная смена аппаратно-программной базы в этой сфере происходит каждые 3-5 лет, а модернизация — постоянно. Соответственно, тезис о том, что учиться нужно всю жизнь, для ИТ-специалистов уже давно является не общим лозунгом, а нормой производственной деятельности.

В итоге еще в 70-е годы высшая школа при подготовке компьютерных профессионалов стала делать ставку на их базовую подготовку. Одновременно в нашей стране стала формироваться достаточно развитая система переподготовки ИТ-специалистов, которая уже в те времена была платной. На рубеже 90-х годов на смену государственному механизму пришли независимые коммерческие учебные центры (УЦ).

Аналогичные процессы, но в существенно более значительных масштабах, происходили и во всем мире, в первую очередь в США. В результате внутри компьютерной индустрии сформировался достаточно мощный самостоятельный сектор бизнеса, связанный с обучением информационным технологиям. В целом же современная схема подготовки ИТ-специалиста основана на довольно четком разграничении двух ее составных частей — образования (education) и обучения (training, тренировка).

Задачей вузовского образования является формирование фундаментальных знаний специалиста и методической его подготовки к будущему непрерывному развитию. Поэтому образование не может ориентироваться на глубокое изучение конкретных технологий, которые к тому же постоянно меняются. Обучение же направлено как раз на получение профессиональных навыков работы с определенным инструментом от конкретного производителя.

Следует также иметь в виду, что развитие компьютерных средств основывается на острой конкуренции параллельно развивающихся базовых технологических линий, предлагаемых ведущими мировыми разработчиками — Microsoft, Novell, Sun, Oracle и рядом других. Сила вузов заключается в независимости от конкретного производителя. Учебные же центры наоборот не только ориентируются на определенные технологии, но и опираются на методики авторизованного обучения, создаваемые их разработчиками. Более того, каждый производитель компьютерных средств создает собственную фирменную систему сертификации специалистов и престиж таких "частных" дипломов растет в последние годы очень быстро.

Разница между образованием и обучением видна на таком примере: степень бакалавра или доктора присваивается специалисту на всю жизнь, а статус сертифицированного специалиста по некоторой технологии — только на время ее жизни, 2-4 года.

Возвращаясь к теме студентов, следует подчеркнуть, что сегодня при приеме на работу требуется в первую очередь наличие навыков для выполнения вполне конкретной работы. А уже потом — диплом об образовании, который скорее говорит о готовности кандидата к повышению квалификации. В советские времена вопрос освоения профессии решался путем весьма неэффективного механизма производственной практики и аморфного статуса "молодого специалиста". Сейчас такую роскошь работодатели позволить себе не могут.

В результате для выпускников вузов трудоустройство выливается в хождение по замкнутому кругу "без практического опыта на работу не принимают, а без работы практический опыт не получить". Как выйти из него? Один из ответов на него — получение параллельно с общим образованием знаний по работе с самыми современными компьютерными технологиями. В этом и заключается цель программы "СтудеNT-99".

В ее рамках студенты, аспиранты и преподаватели вузов могут пройти обучение по самым популярным сегодня ИТ-курсам в мире и в России посвященным компьютерной платформы Windows NT Server (поэтому "NT" и появилось в названии программы) с последующей сдачей сертификационных экзаменов на степень Microsoft Certified Professional. При этом стоимость участия в программе составляет 245 долл., что в 2-4 раза ниже стандартного варианта такого цикла обучения (в основном за счет использования технической базы вузов).

Однако генеральный директор "Микроинформ" Борис Фридман подчеркивает, что специфика их предложения заключается не только в снижении цены обучения. Фактически оно состоит в специально переработанной методике подготовки, которая включает помимо двухнедельных интенсивных занятий в учебных классах, еще цикл тестирований, консультаций и самоподготовки. При этом для студентов будет разрабатывается специальный график занятий, который не будет мешать основному процессу обучения.

Появлению программы "СтудеNT-99" способствовали, с одной стороны, рост спроса на такое обучение со стороны студентов, а с другой, более активный поиск новых областей приложения своих сил коммерческими УЦ. Но парадокс заключается в том, что руководство вузов сегодня заинтересовано в подобных проектах гораздо меньше. Ведь получается, что неся только затраты (учебные классы), ректораты еще и вроде бы отбирают хлеб у собственных преподавателей.

Однако пример МИФИ и РГУНиГ говорит, что как раз институты с очень сильной компьютерной подготовкой и технических оснащением понимают, что перспективы развития вузовского образования связаны с разумной системой разделения труда в сфере подготовки специалистов. Кроме предоставления студентам возможности на льготных условиях получить весьма престижную квалификацию, по мнению профессора МИФИ Юрия Чернышева тесное сотрудничество с УЦ, которые гораздо внимательнее следят за появлением новым технологий и их спросом на рынке, будет способствовать процессу повышения качества преподавания базовых дисциплин в вузах.

Еще один важный вопрос — доступно ли такое коммерческого обучение студентам? Это покажет ближайшее будущее, когда начнут поступать заявки, хотя представители обоих вузов прогнозируются положительный ответ. Однако в этом вопросе кроется одна принципиальная и пока не решенная у нас проблема подготовки специалистов.

Готовность платить за услугу определяется ожидаемым эффектом от ее получения. В случае с программой "СтудеNT-99" эффект просчитывается довольно просто. Проходить такое интенсивное обучение имеет смысл только, если студент имеет совершенно определенные намерения в течение 3-4 месяцев использовать их в работе. (Обучение просто так, на будущее, не имеет смысла — технологии устаревают, навыки пропадают.) Посмотрим на объявления о поиске компьютерных системных администраторов и инженеров: зарплата от 500 долл. в месяц. Получается, что возместить расходы на обучение можно за пару месяцев работы.

Так вот, говоря о платном образовании за рубежом, мы упускаем из виду, что его доступность во многом обеспечивается за счет развитой системы кредитования. Разговоры о создании подобных механизмов финансирования сферы образования у нас ведутся давно, но реальных дел пока не наблюдается. Впрочем, действительно, в нашей нестабильной экономике и слабой правовой основой, вряд ли кто-то рискнет вкладывать деньги в проекты с частными лицами на срок в несколько лет при не очень ясных гарантиях.

Но, может быть, начать с малого — профессионального специализированного обучения? Для кредиторов здесь ситуация более прогнозируемая: деньги небольшие, а перспективы их возврата вполне краткосрочные и реальные.

Так или иначе, но программа стартовала. Первая группа из десяти человек начанает занятия 25 января. Занятия будут проходить в МИФИ, но что любопытно — все слушатели будут из разных вузов, не только столичных.

В начало статьи