Главная страница Visual 2000 · Общий список статей

Этапы развития компьютерной индустрии

Андрей Колесов

© 1999, Андрей Колесов
Авторский вариант. Статья была опубликована c незначительной литературной правкой в газете "Модус" № 22/99, с.8-9.

Данный вопрос, наверное, заслуживает
Ситуация в России


Данный вопрос, наверное, заслуживает

Данный вопрос, наверное, заслуживает отдельного, более детального обсуждения, однако, говоря о "современном этапе развития ИТ-индустрии", хотелось бы уточнить, что я понимаю под этим. Тем более, что мне не попадалось никаких публикаций на эту тему (хотя, наверное, они были). К тому же, предлагая вашему вниманию свои суждения, я отлично понимаю их спорность и в любом случае — неполноту: тут есть, о чем еще поразмышлять.

Современная компьютерная история начинает свой отсчет где-то с середины 40-х годов. Что считать "первой ЭВМ" — вопрос достаточно дискуссионный и с точки зрения нашей темы ("бизнес-модели") вообще несущественный. Но с большими основаниями на дату "рождения компьютера" может претендовать февраль 1946 года, когда в США был запущен в эксплуатацию электронный агрегат под названием ENIAC (Electronic Numerical Integrator And Computer — электронный цифровой интегратор и вычислитель). В нем впервые были реализованы принципы Джона фон Неймана, на которых и сегодня базируется вычислительная техника. (Разумеется, компьютеры появились не на пустом месте, вся история человечества так или иначе связана с вычислениями, однако период "докомпьютерной эры" — совсем другая тема.)

В этой полувековой истории компьютеров — сейчас я имею в виду ситуацию в мире, в первую очередь в США — прослеживаются три этапа (их временные границы весьма условны):

1. "Дорыночный", 1945-1960 гг. Решение уникальных задач особой государственной важности.

2. "Рынок крупных клиентов", 1960-1980 гг. Решение бизнес-задач (научно-технических, экономических, управления производством) на уровне крупных государственных организаций и предприятий. Пользователи работают с компьютерами в режиме off-line — через посредников, компьютерных специалистов (обычно — программистов).

3. "Массовый рынок", 1980-2000 гг. Широкое применение компьютеров во всех сферах деятельности человека, пользователями стали практически все представители населения. Конечные пользователи работают в режиме on-line.

На первом этапе не существовало вообще никакой бизнес-модели из-за отсутствия самого компьютерного рынка. Создание вычислительной техники почти полностью финансировалось государством и было связано с реализацией конкретных проектов в оборонных и весьма секретных областях, в первую очередь в ядерных и космических программах.

На втором этапе компьютеры становятся рыночным товаром, хотя и весьма дорогим и потому доступным далеко не каждой организации. Возникновение рыночных отношений становится мощным стимулом развития вычислительной техники, так как позволяет привлекать инвестиции не только государства, но и растущего числа независимых компаний (покупателей). Расширяются области применения, сначала за счет научно-технических расчетов, затем экономических и учетных задач, а также управления технологическими процессами.

Тем не менее этот этап в целом соответствует понятию "государственный капитализм": развитие отрасли осуществляется в основном за счет государственных средств, что выражается не только в сильной ориентации на госзаказ, но и в прямом привлечении бюджетных средств для исследовательских работ. Соответственно государство активно занимается управлением ИТ-индустрии, контролируя, в частности, вопросы стандартизации.

Число компаний-производителей (они же и разработчики) исчисляется единицами, в лучшем случае десятками, а безусловным лидером здесь является IBM. При этом каждая компания фактически самодостаточна и выполняет полный цикл разработки и производства ключевых компонентов вычислительных систем (электронных микросхем, периферийных устройств, готовых компьютеров, операционных систем и прикладных программ), а также предоставляет услуги по их внедрению и эксплуатации. Большинство фирм имеет уже достаточно большую собственную докомпьютерную историю и работает не только в вычислительной индустрии (например, IBM и HP).

Специализированные компьютерные компании, некоторые из которых создаются "с нуля", возникают только в конце 60-х годов и это служит лучшим доказательством становления рынка: роста числа пользователей и появления возможности зарабатывать деньги на компьютерах. Классический пример — компания Digital Equipment Corporation.

Третий этап непосредственно связан с появлением персональных компьютеров, что привело к взрывообразному расширению круга пользователей и решаемых задач (тут, конечно, можно выделить свои периоды развития). В компьютерной индустрии формируется новая бизнес-модель, которая характеризуется следующими чертами.

1. Высокая степень независимости частного бизнеса от финансовой поддержки государства. Хотя бюджетные организации продолжают составлять значительную часть потребителей, развитие отрасли происходит за счет прибыли от коммерческой деятельности, а не прямого бюджетного финансирования. Переход от системы госзаказа к схеме рыночных коммерческих рисков.

2. Чрезвычайно развитая система разделения труда, где каждый занимается своим делом (при наличии жесткой конкуренции в каждом отдельном направлении работ). Здесь работают десятки, а может быть, сотни тысяч компаний по всему миру, одни из которых занимаются производством отдельных компонентов, другие — сборкой, третьи — продажей, четвертые — оказанием сервисных услуг. Именно это приводит к появлению принципиально нового вида товаров — программных продуктов, рынок которых стремительно растет. (Ранее программы служили в основном просто приложением к компьютеру.)

3. Управление компьютерной индустрией, в частности в области разработки отраслевых стандартов, переходит постепенно от государства к сообществу компьютерных фирмы.

Резкое расширение компьютерного рынка, а также возможность использования более эффективных бизнес-моделей привели к появлению новых лидеров отрасли: Microsoft (разработка ПО), Intel (микропроцессоры), Compaq, Dell (компьютеры) и др.

Формирование бизнес-модели "массового рынка" совсем не привело к автоматическому исчезновению бизнес-схемы, ориентированной на "рынок крупных клиентов". Фактически сейчас мы наблюдаем параллельную реализацию этих двух бизнес-линий в их "единстве и борьбе противоположностей". В жизни редко встречаются "классические" схемы и на самом деле реализуется некоторый смешанный вариант. Тем не менее с определенной степенью условности можно утверждать, что водораздел между двумя бизнес-моделями проходит между представителями двух платформ: Unix-систем и мэйнфреймов, с одной стороны, и Wintel, с другой.

До некоторого времени (рубеж 80-х и 90-х годов) развитие этих линий происходит без заметной конкуренции со стороны друг друга (Wintel и ПК были еще довольно слабы), но в последние десять лет они находятся в режиме "огневого контакта". Все это в какой-то степени напоминает борьбу римских легионеров с варварами ("один профессионал стоит сотни необученных солдат") с известным историческим финалом.

Так или иначе, но планка, разделяющая Unix-системы и ПК (другими словами, производительность и стоимость систем), постоянно повышается. При этом представители Wintel-сообщества активно прорываются в сегмент крупных заказчиков, где им приходится соответствующим образом корректировать свою бизнес-модель, чтобы добиться определенных успехов (хорошим примером служит Compaq).

Весьма характерным моментом в развитии мировой компьютерной индустрии является ситуация, когда лидеры Wintel-платформы — Microsoft и Intel — возглавили список крупнейших компьютерных компаний по показателю рыночной стоимости компаний. (По суммарным показателям ПК-сектор уже давно обошел Unix-системы. Microsoft год назад вышла на первое место среди всех корпораций мира, а сейчас ее стоимость уже превышает 500 млрд. долл.)

Представители Unix-систем, в свою очередь, одновременно пытаются активно работать на платформе Wintel (те же IBM и HP) или продвигаться на массовый рынок своим путем (вспомним 500-долларовые Java-компьютеры в планах Sun и Oracle). Можно также упомянуть о компании Apple, которая уже более двадцати пяти лет реализует на массовом рынке персональных компьютеров бизнес-модель периода "рынка крупных клиентов". Короче говоря, компьютерный мир, как обычно, совсем не черно-бел.

В начало статьи

Ситуация в России

Этапы развития вычислительной индустрии в нашей стране в целом соответствуют описанным выше, но только со значительным временным смещением, которое постоянно увеличивается: 1950-1970-1990. Чтобы понять причины такого нарастающего отставания, следует отметить, что прогресс вычислительной техники (наверное, любого производства) определяется двумя взаимовлияющими факторами: спросом на подобную продукцию и техническими возможностями ее производства.

Спрос обеспечивает получение инвестиций для расширения и модернизации производства и создания новых технологий. Новые технологии в свою очередь снижают стоимость и повышают потребительские качества продукции (здесь пример электроники и вычислительной техники является совершенно уникальным по своей динамике), в результате чего быстро растет круг пользователей и соответственно спрос, инвестиции и пр.

Исследование ситуации в советской индустрии вычислительной техники представляет собой отдельную большую тему. Сейчас же только отмечу, что наше отставание в развитии вычислительной техники (даже 5 лет являются уже роковым отрезком для этой отрасли) предопределялось двумя факторами: более низкой эффективностью социалистической модели НИиОКР и производства в сочетании с невысокой общественной заинтересованностью в использовании вычислительных средств.

Если за рубежом ключевой областью применения вычислительной техники с середины 60-х годов стал быстро растущий сегмент экономических задач, то в СССР до конца 80-х годов использование ЭВМ в основном сводилось к решению достаточно узкого круга научно-технических исследовательских задач (причем главным образом на предприятиях военно-промышленного комплекса). В результате в США производство вычислительной техники стало "доходной" отраслью, которая могла приносить некоторую прибыль инвесторам (следовательно, появились мощные внебюджетные источники ее развития), а в СССР она продолжала оставаться сугубо затратной частью экономики.

В этой связи следует подчеркнуть, что советский период 1970-90 гг. отнесен ко 2-му этапу развития компьютерной бизнес-модели с очень большими натяжками: действительно, в этот момент промышленность перешла к серийному производству ЭВМ, но ни о каком подобии рынка не было и речи. Вся техника являлась строго фондируемой продукцией, которая распределялась на основе заявок, подаваемых минимум за два года. Именно "распределялась" — в те времена даже люди, имевшие дело с поставками техники, в большинстве своем вообще не знали о таком понятии, как "стоимость ЭВМ".

В результате данного отставания в СССР не произошло плавного перехода от второго к третьему этапу развития ИТ-отрасли, которое можно было наблюдать на Западе на десять лет раньше — в то время современная российская компьютерная инфраструктура только начала формироваться практически заново.

Исследование истории советской компьютерной индустрии имеет очень важное практическое значение для сегодняшнего дня. И тут можно отметить два важных момента.

1. Хотя мы говорим, что современная ИТ-отрасль строится на основе международных стандартов, на самом деле в ней, естественно, очень сильно сказывается влияние "старых времен" и многие из этих рудиментов оказывают далеко не положительное влияние.

2. Развитие российского компьютерного бизнеса достигло такого момента, когда данную отрасль следует рассматривать в едином контексте функционирования экономики страны и, следовательно, решать вопросы взаимодействия частного предпринимательства и государства.

Проблема же заключается в том, что как среди руководства страны, так и в широком общественном мнении преобладают совершенно иллюзорные представления о былых успехах нашей вычислительной промышленности и самое главное — непонимание причин, почему элитная отрасль буквально рухнула в условиях перестройки. А разобраться в этих причинах имеет смысл хотя бы потому, что сегодня, к сожалению, идеи государственной поддержки развития ИТ в большинстве своем сводятся к реанимации хозяйственной модели, показавшей свою несостоятельность еще двадцать лет назад.

В начало статьи