Фотоальбомы (комментарии к ним далее по тексту):
Расходы - около 20 тыс. руб.
- 8500 - авиабилет
- 2100 - 6 дней в Зеленке
- 4500-5000 - подъемник
- 500 - трасфер в Минводы
- ...еда, выпивка,...
Блоги, написанные после того:
Сборы
Как и в прошлый раз (в марте этого года), я не собирался ехать в Терскол. Впереди поездка во Французские Альпы в январе, а ехать на Новый год -- это
дорого, хлопотно и много народу. Но в ноябре мне стукнула мысль - можно же поехать за неделю до Нового года. Я это делал
в декабре 1990 года и было очень неплохо!
Дело в том, что вторая половина декабря - это совершенно провальное время. У нас в редакции наступает месячный перерыв,
при этом идет какая-то вялотекущая работа... Правда, есть "но". Кризис, денежная недостаточность. В общем, думал я, думал и понял:
нужно ехать. Ломать кризисную фишку. Как говорится в старой терскольской поговорке: "гора вылечит"!
Позвонил Валере Антипову: "Как там со снегом?". "Со снегом плоховато, но 20-го туда едет Вадим Губник".
Вадим - мужик (старше меня на пару лет) из команды, с которой я поднимался
на Эльбрус летом 2003 года - Валера, Сергей Балашов, Вадим, Ренат.
Позвонил Вадиму. Он летел КМВ утром. Я взял билет на Аэрофлот из Шереметьево-1 (за 8600 - туда-обратно).
В начало
20.12.08. Дорога на Родину. Зеленка!
Долетел по расписанию (метро, маршрутка от Речного), Подождал Вадима (он прилетел на полтора часа позже) в ресторанчике на вокзальной площади.
Вадима встречал Алик Ойтов. Алик - это легенда Терскола.
Я его увидел впервые в 1984 г (курсантом школы инструкторов), Он тогда был начспасом ЦВТБ (это альпинсткая должность).
Потом он был начальником СпасОтряда Приэльбрусья. В общем, Алик - один из самых известных людей Приэльбрусья,
спасатель, проводник. Ему около 60 лет сейчас.
Алик - "опытный лодочник". Ехали небыстро, 80 км/час (на подержанной Ауди), не более, спокойно, соблюдая все правила. Спасатель!
Погода. В Минводах -- низкая облачность, ветер, высокая влажность. Мерзко. Кажется, что -20, хотя на самом деле -5-7.
100 км по трассе на Нальчик, потом поворот в Баксанское ущелье. Еще ровно 100 км до Терскола. Все также - низкая облачность ветер.
через 30 км - теснина Шаш-Боват. За ними -- чистое небо, солнце (но уже заходящее)..
Приехали на ЦВТБ. Вадим с Аликом поехали в пятиэтажку, а я вылез и пошел в холл турбазы (очень неудобно, но Алик отказался брать деньги).
Там этажерка Света сразу предложила номер Зеленке. Кончено. ДА!
Зеленка (Зеленая гостиница) -- это деревянный одноэтажный корпус (наверняка проект ротной казармы) у Управления турбазой. С нее в
в начале 60-х началась зимняя жизнь турбазы (летом жили в палатках, 8-этажный корпус построили в 68 г).
До 1986 года тут жили туристы, с 1987 года -- это общежитие инструкторов. В начале 90-х число инструкторов резко
сократилось и тут жили разный временный народ.
Я тут жил в 1984 году в школе инструктров, и с 87 по 2001 гг (с перерывом в 94-95 гг в 104 комнате). Потом на новый 2003. И вот теперь снова тут!
Тут сделали ремонт, сделали нормальные туалеты.
Короче говоря: номер (очень тепло -- это традиционное достоинство Зеленки), кровать, диван, шкаф, телевизор, чайник, плитка. Туалет и душ - 5 м от номера по коридору.
И все это -- за 350 руб в день! Классно!
P.S. Октябре 1996 года я впервые поехал в Турцию, на партнерскую конференцию "Дилайна". И вернулся оттуда какой-то недовольный.
А спустя месяц был какой-то напряг на работе и я подумал -- не поехать ли мне проветриться в Терскол. Знающий
друг сказал мне: "Поезжай! Но только поселись там нормалько, в комфортной для тебя обстановке. Никаких 5-звездочных отелей. В Зеленке!"
И он был прав...
Фотоальбом: 20.12.08. Москва - Терскол:
- Фото 26-29. Мы въезжаем в Баксанское ущелье. Теснина Шаш-Боват. Точнее говоря, она находится примерно в
30 км от долины и делит ущелье на две части: нижнюю, долинную и горную (до Азау). Шаш-Боват - это самое узкое
место ущелья, длина теснины около 5 км, а ширина в самом узком месте 30 м.
Внизу была низкая облачность, а в горах - чистое небо и солнце
- Фото 30-32 Моя камера в Зеленке. Аппартаменты за 350 руб в день
- Фото 33. В Пингвине (напротив входа в коркус ЦВТБ)
- Фото 34-36. в Куполе-Черепашке у Почты
В начало
21.12.08. Пробный выход
Одна из главных прелестей (по крайней мере, особенностей) Терскола - тут все без изменений.
Заповедник Советского периода с местным национальным калоритом. За последние пятнадцать лет появились
магазинчики, кафе, частные гостиницы. Но с горой делать ничего не хотят. Все как 30-35 лет назад. Каждый камень на трассе,
как лежал, так и лежит. Понятия "подготовить трассы", сделать разметку на горе -- тут вообще не существует. Последняя
канатка на Чегете (парка) была построена в 1973 году. Две большие буксировочные дороги (1200 м и 650 м), не работают уже
30 и 15 лет соответственно. На Эльбрусе после 20-летних усилий пару лет назад построили вторую нитку канатки Азау-Кругозор. Сейчас мучают Кругозор-Мир.
То, что там трассы на справятся (по пропускной способности) с таким числом лыжников - никого не волнует.
В общем, все как обычно, ты чувствуешь себя юным и стройным, как 30 лет назад. Отлично!
Цены те же, что в конце прошлого сезона:
- В "Пингвине" мороженное (один шарик), кофе и 50 коньяка - 100 руб
- Обед на Поляне (солянка, грибы тушеные в сметане, 50 водки и кружка пива) - 300 руб
- Подъемник на Чегете: один подъем 90 руб билет или 50 руб налом, абонемент - 500 руб
- Компьютерный зал на Почте (веделенный быстрый Интернет) - 80 час (по времени, можно и 10 минут). Милая хозяйка
дала мне кабель USB (я свой забыл в Москве) для перезаписи с фотоаппарата на компьютер)
- Одноместное жилье в Зеленке - 350 руб, в Горянке (но туда не стоит селиться) - 300 руб.
На Эльбрусе заканчивают строительство второй очереди кабинок - "Кругозор - Мир" (параллельно старому вагончику).
Хотели сделать к Новому году, но теперь обещают к февралю (сомневаюсь). По этому поводу там перекопали
весь склон и кататься можно только от Приюта 11 (подниматься на ратраках). Атас!
Вчера Алик пугал, что снега совсем нет. Тот, что выпал в начале декабря, сдуло несколько дней назад очень сильным
ветром. Но все оказалось совсем не так трагично. Снега достаточно, хотя и меньше обычно-среднего.
Во всяком случае значительно больше, чем в бесснежные 98 и 2001. До низу съехать легко. Жестковато, но нормально.
Народу в гостиницах пока немного. Нехолодно - -5 град. Утром солнце, ясно, к 12 часам затягивает. Днем наверху пошел снег, но внизу снега не было.
Фотоальбом: 21.12.08. Пробный выход:
- Фото 9720-24. Родные Пенаты - Зеленка! Управление турбазой
- Фото 9725-29. Тропа на Чегет. Мостик через Азау. Северный выкат
- Фото 9730-32. На поляне Чегет
- Фото 9734-37. Подъем на однокресельной. Выкат ободран, но доехать можно. Эльбрус
затягивают облака. Новая пирожковая (дом построили, народу больше, а кухня - та же. Ждуть нужно по 30-40 минут)
- Фото 9738-42. На Чегете-3. Знакомые инструктора - Женя Крутень (в красной куртке, работает с чайниками), Макс.
- Фото 9743-45. Несколько дней назад на горе был сильный ветер, у кафе снесло крышу - она лежит 100 по склону ниже.
Типичный терскольский бардак - ее до сих пор не убрали с трассы. Потом ее занес снег, будет периодически въезжать
в это мусорку с досками и гвоздями по 10 см. длиной.
- Фото 9746. Владимир Львович Белиловский на Чегет-3. Кстати, приглашал
(по блату) поработать на Новый год... Ижин, Стрельников, Гаркал - это и вас касается! Редкий шанс :-)
В начало
22.12.08. Бойкот на фоне отличной погоды
Ночью снега не было. Утром погода как вчера - чистое небо, но Донгуз в облаках, потом
облака разошлись, отличная солнечная погода. Приехал к горе часам к 12-ти, но
тут ожидал сюрприз - повысились цены на подъемник. С сегодняшнего дня стоимость абонемента на день - 850 руб.
(а на Новый год будет 1000 руб.). А разовые билеты вообще отменили!
Для местных канатчиков все это, кажется, тоже стало новостью. Приехали контролеры из центра и по этому поводу "денег"
в руки тоже не берут.
У парки (однокресеньная закрыта) стоят около десятка лыжников, возмущаются и чего-то ждут. НАчали писать какие-то
протестные письма. И призывают к бойкоту... Народ (да и сами канатчики) явно не готов к новой
ситуации, и психологически и финансово. Тут проблема еще в том, что сейчас тут отдыхает скорее "малобюджетная"
публика, к тому же она уезжает через 2-3 дня и у многих просто не осталось
денег.
Я решил тоже не подниматься. Собственно я приехал сделать пару спусков и платить 850р - это многовато. Но самое главное
в другом - как-то неудобно перед пикетчиками, и, что еще важнее, кататься одному на Чегете - это скука смертная.
Пообедал и двинул по тропе домой.
Пошел на почту (Интернет) и там встретил Серегу Клицова, с которым мы вместе учились
в школе инструкторов и пару лет работали-жили. Не виделись 20 лет, но я его
узнал :-) Мы с ним пошли выпить немного пива на берег Азау, у бани.
Да, тут сейчас проходит очередная школа инструкторов, поэтому встретил еще
несколько знакомых по нашей школе 1984 года. В том числе и нашего тогдашнего директора Степанова Анатолия Викторовича.
Вечером сделал усилие и пошел в т-г "Чегет". Там пока живет человек 100, не более. Но бар часам к 11-ти заполнился и
народ славно "позажигал" под музыку 60-80 гг.
Фотоальбом: 22.12.08. Бойкот, день отдыха:
- Фото 9747-48. Выход на гору, отличный денек
- Фото 9749. НА горе - никого!
- Фото 9750-51. Вот такие теперь цены
- Фото 9752-61. На почте я встретил Сергея Клицова и мы пошли с ним пить пиво на берег Азау,
у турбазовской бани
В начало
23.12.08. Антикризисный план 2
Небо затянулось, но видимость нормальная. Народ, таки, вышел на гору.
Но катается, кажется человек 200 (все что есть сейчас в Приэльбрусье).
Итак, что получается: 850 р - абонемент, разовых билетов нет. Левым образом:
один подъем на
одной дороге - 100 р, постоянно - 500 р.
Вариант - купить у кого-то абонемент примерно в 13:00я (кто уже откатал) за
300-350 руб.
На Новый год будет дороже, абонемент - 1000 руб.
В связи повышением цен сегодня ввел в действие антикризисный план
номер 2, о чем еще вчера сообщил письмом друзьям на равнину. В ответ утром получил от приятеля письмо:
"А что такое план 2? Коньяк с пивом?"
Отвечаю. Коньяк с пивом входит в состав любого плана в Терсколе! Также как и "лыжная терапия" на горе!
Нюансы касаются лишь графика катания.
План 1 подразумевал такой график.
Утром работа на компьютере, с 10 до 11 -- утренний сеанс Интернета, в 12
12-30 на горе. Пара-тройка спусков (по разовым билетам) в неторопливом
стиле, обед, возвращение в камеру и вечерняя связь в 18-20 часов.
Раз остались только билеты, то включается план 2: утром на гору, и
"выкатывают" абонемент до упора. Сегодня я так и сделал - старт у горы в 10:30, финиш в 16:00, 5,5
спусков в небыстром стиле.
Но, честно говоря, надоело столько времени
проводить на горе. Катиться вниз - это еще туда-сюда. Но тратить по 30-40
минут на один подъем - это уже слишком. Так что завтра возвращаюсь к плану номер 1. Пойду на гору к 12, когда
сделаю дела...
Фотоальбом: 23.12.08. Антикризисный план 2:
- Фото 9763-65. Сегодня пасмурно. Подъем на парке. Чегет-2 - на горе никого нет.
- Фото 9768-69. На чегет-3 занимается группа школы инструкторов. Восстанавливат крышу кафе
- Фото 9770-73. Зоя Влашич (наш инструктор) с мужем. Школа инструкторов
- Фото 9775-80. НА гору поднимается батюшка, а потом и погранцы
- Фото 9781-83. У разрушенной нижней станции ВЛ-1200 на туристической тропе. Алина фоткает
экзотическое дерево и меня.
- Фото 9784. Время около 15:30. На горе уже никого нет.
- Фото 9855. Обед в ресторанчике "Когутай"
В начало
24.12.08 (среда). Опять план 1
В ночь выпал небольшой снежок. Внизу 3-4 см., наверху будет 10-15 см.
Нехолодно, ветра нет. пошел на гору к 12 часам.
Фотоальбом: 24.12.08. Опять план 1:
- Фото 9787-98. Утром было солнце, но к обеду, как обычно, затянуло. Хорошее катание. Я
забыл дома перчатки, но откатал без проблем - нехолодно, а главное - без ветра
- Фото 9861-82. Визит к Сереге Клицову в к.201 на пиво
В начало
25.12.08. Лучший день катания!
Ночью выпал приличный снег: внизу 10-15 см, значит наверху - 20-40 см.
Это был лучший день катания в этом заезде:
- я "вкатался" (На Чегете 3-4 дня идет "вкатывание" - физическая, в том числе высокогорная, адаптация. Первый день
катается, обычно, неплохо, но потом 2-3 дня тяжело - ноги "забиты", дыхалки не хватает. "Нон-стоп" сверху до низу не
получается. Проблема на Чегете в том, что тут нет простых трасс для постепенного вкатывания.
Нормальное катание начинается на 4-5-й день.)
- снег изменил условия на горе, местами образовалась хорошая пушистая целина
- самое главное - появилась отличная компания! (Принцип Ленчика: "при наличии зрителей лыжи катят сами!")
Фотоальбом: 25.12.08. Лучшее катание заезда:
В этом альбоме около 80 фото, там есть несколько серий фото, сделанных из кадров видео с фотоаппарата - невысокого качества, но интересные.
В том числе в плане техники катания, обратите на них внимание!
- Фото 9799. Ночью выпал снег. Низкая облачность, значит наверху "свистит" по полной.
Утром поработал в Интернете и отправился на гору не рано (план 1!) - 11:45.
- Фото 9800-01. Подъем на канатке Чегет-2. Свистит! На горе - никого!!! Разок (для разминки)
прополз "чайником" до "Ай", еще раз поднялся на Чегет-3.
- Фото 9802-04. Вчера за пивом мы (Алина, Сергей и Юра) договорились встретиться внизу на парке в 13:00.
Время 12:40. Решил пойти Югами. Юг - это моя любимая трасса, но в плохую погоду ее верхная часть очень тяжелая -
нераскатанный снег, и очень-очень хреновая видимость. Но делать нечего. Две фотки, которые сделаны примерно 200 м от
верхней точки старта, одна с видом наверх, другая вниз.
Ни черта не видно, ехать приходится на ощупь. Проблема еще в том, что покров снега постоянно меняется (из-за
надувов - то целина, то наст, то доска. А тут еще шлую СМСки: с поляны "ты когда подъедешь?", из Москвы - "как там катуха?.
Приходится еще оперативно отвечать...
- Фото 9804-06. Свалися вниз в 13:10, встретился ребятами. Подъем. Решили кататься от "Ай", выше не подниматься.
- Фото 9807-08. Поехали по центру, по "Плечу" до 9-10-й опоры парки, далее на центральный выкат. Хорошая пушистая целина.
- Фото 9809 (01-18). "Ветеран движения" показывает - как надо и как не надо.
Это как раз полезная серия кадров из видео, которое сняла Алина.
-
Кадры 01-07 - неплохо получился полезный поворот
с предповоротом-торможением и подхдлестом пяток. Обратите внимание на 05 - вес перенесен на внешнюю лыжу,
внутренняя (правая) нога оторвана от снега, но оторвана только пятка - носок сохраняет контакт со склоном.
На кадре 07 видна винтоугловая стойка, плечи в долину, верхнее (правое) плечо тянется к нижнему (левому) колену. Но сгиб не очень сильный, нужно бы пониже сесть.
Но в целом получилось грамотно!
Кадры 08-11 - а здесь явная ошибка, "cел" на внутреннюю лыжу. Недостаточный сгиб, поленился сделать торможение с подхлестом,
корпус не подал вниз, вес остался на внутренней лыже, внешняя ушла в строну. На пологом слоне можно устоять на внутренней лыже, а на крутом - проблематично.
Типичная ошибка!!! Естественно следствие - залег на склон. Но тут полезно вспомнить
Принцип Стрельникова - "Грамотное падение не считается ошибкой!".
Кадры 12-18 Ошибки бывают у всех, главное не повторять их часто. На этих кадрах поехал правильно,
посмотрите, внутренняя нога каждый раз отрывается от склона!
- Фото 9810 (1-5). Теперь трем дипломированным инструкторам (Юра получил удостоверение вчера), стоящим внизу,
технику демонстрирует Алина. Все очень грамотно. В конце - эффектное торможение с залеганием на склон и скатывание к ногам инструктора.
Особо нужно отметить, что из трех "смотрящих" выбран нужный!
Конечно, зачет!
- Фото 9811 (a-c). Сделали еще несколько спусков, в том числе через речку, по туристической тропе.
- Спуск от "Ай" по Северу. Юра и Сергей поехали на автобусе в Терскол, а мы с Алиной решили скатиться еще разок.
Завтра домой, а по Северу я еще не ходил. Народ там уже ходил, лавин нет, снег свежий, не слежался.
- 9812. Значит нам туда дорога. По длинному траверсу от "Ай", а потом вниз по Женскому Доллару, на Северный выкат, к "Динамо".
- 9812 (d,e). Это самый неприятный участок трассы (лавиноопасно). Тут лучше не задерживаться. Но целина классная, трудно
удержаться, чтобы не залечь.
- 9812 (f). Это кадр марта 2008 (другой снег). Но тут хорошо видно куда нам ехать дальше.
- 9813 (01-13). Серия кадров видео - Алина проходит крутяк в целине. Очень грамотно!
- 9814-15. Остановка со срабытыванием обоих креплений и утыканием головой в сугроб.
- 9816-20. В средней части трассы в лесу - очень классно!
- 9821-22. А вот и Северный выкат. Он весь зарос, снег ободран. По-хорошему, его нужно походить на скорости, но я что-то приустал :-(
- 9960 (1-9). Серия кадров видео, которая хорошо передает эмоции после спуска
- 9961. Надежный напарник - это главное на Чегете! Техника владения лыжами в данном случае имеет минимальное значение.
- 9962-64. Тут наши пути разошлолись. Алине - вниз ко тропе на поляну Чегет, мне наверх к Зеленке. Завтра
на гору!
Советы бывшего инструктора:
На традиционный вопрос "Какие у меня ошибки в катании?", можно не глядя, говорить: "Тебе нужно принять винтоугловое движение:
- развернуть плечи в долину
- сеть ниже
- подать корпус вперед
- поднять руки
Что какое винтоугловое положение:
- стоите в стойке косого спуска (поперек склона)
- основной вес (70%) на нижней лыже
- верхняя нога на 15-см. выдвинута вперед
- верхним плечом тянуться в нижнему колену
- руки согрeты в локтях, перпендикулярно плечам, кольца палок сзади вас, выше верхней лыжи, кончики на 10 см выше склона
- смотрите под углом 45 град (между вертикалью и горизонталью)
- все суставы (ноги, руки, корпус) полусогнуты
- А теперь покачайтесь винтом: ноги стоят на месте, голова смотрит по 45 град, а
верхнее плечо идет в долину и вниз, к нижнему колену.
Общий принцип катания:
чем курче склон и чем выше скорость, тем сильнее угловинтовое движение:
сесть ниже, подать корпус вперед (висеть плечами над носками лыж),
плечи развернуть сильнее в долину.
Советы очень простые, но выполнить их в дивжении очень непросто.
Для этого нужно заниматься с инструктором, причем хорошим.
Это истина, проверенная на опыте, в том числе, собственного обучения.
В начало
26.12.08. Еще лучше, но пора уезжать домой
Вчера было облачно и задувало, а сегодня - солнце и без ветра! Утром зашел к Алику Ойтову,
сказал "спасибо и до свидания". Собрал вещи, отдал ключи хозяйке Зеленке и со всем имуществом отправился на машине к Чегету.
Там отставил рюкзак и чехол в ресторанчике "Когутай" и отправился на подъемник.
По трансферу в аэропорт. У меня вечерний самолет, в 19:25. Раньше добраться к "вечерней лошади" было непросто,
т.к. автобусы уходили утром. Лет 8-10 назад нужно заранее искать транспорт (Газель). Теперь все просто.
В Терсколе (у ворот ЦВТБ) все время тусуются "таксисты". Нужно подойти, найти старшого и сказать, когда тебе нужно уезжать. У них
четко работает диспетческая служба. Я "отметился" у них еще дня за три, потом за день мне представили водилу, мы обменялись телефонами.
Утром, когда шел на гору, я еще раз подошел к нему и сказал, чтобы он заехал за мной на поляну Чегет к 15:00. Стоимость проезда до МинВод - 500 руб.
Итак, завершающий день катания. Я решил сэкономить и через местного Юру приобрел за 500 руб. "записку".
Но тут произошел облом: у входа на канатку стояла "проверяющая" (почему-то снизу контролерами присылают женщин). Отыскал Юру, вернул деньги, купил абонемент.
На следующие подъемы контролеров уже не было...
Фотоальбом: 26.12.08. Еще лучше, завершающий день:
- Фото 9827-31.Отличная солнечная погода. Вид от ворот ЦВТБ "Терскол" на гору и на поселок. на фото 31b - тут
тусуются таксисты.
- Фото 9832-44. На Новый 2003 год я познакомился на горе с отличными барышнями из Сведловска, Анфисой и Катей.
А на Новый 2004 год опять пересекся с ними. Потом крайне редко перебрасываилсь письмами, но
на мою первую рассылку из Терскола сейчас сразу откликнулась Анфиса - она приезжает в "Чегет" 25 декабря.
Мы с ней встретились на первом же подъеме. Оказывается, она теперь приехала с другом (кажется, Володя), а Катя приедет 28-го.
На следующем подъеме к нам присоеденилась Алина, а потом и Серега Клицов. На Югах мы встретили инструктора-ветерана Валю
Бычко (фото 9839). Она сейчас работает в "Итколе".
- Фото 9845-48. Очередной подъем на парке. Тут видны Севера, где мы вчера валились вниз.
- Фото 9849. Подъем на Чегет-3. A - отличное место для отработки годили тормажения. B,C - унесенную крышу
так и не убрали. Она лежит прямо на трассе. Теперь ее засыпал снег. Поставили вешки, но это мертвому припаки. Можно гарантировать,
что за зиму в этот капкан (а там не только доски и шифер, но 10-сантиметровые гвозди) несколько человек въедут. А пока
не засыпало, этот завал можно было разобрать за 1-2 дня. Вот так создается экстрим на чегете :-(
- Фото 9850 (0-7). К нам присоеденился Серега Клицов, которые показал годиль на целинном снегу.
- Фото 9852. У подъемника "Чегет-2" я затормозил с заездом в гору и там у меня выпал фотоаппарат. Я это заметил
уже на подъемнике. Быстро вниз, аппарата нет, но у подъемника ждут ребята с фотиком. Спасибо! За мной бутылка, но
сейчас уже было некогда - через час уезжать в Минводы.
- Фото 9853-56. Еще один подъем: Алина, Серега, Я. Вниз по югам.
- Фото 9858-63. Отходной обед в "Когутае", фото на фоне гор. В 14:50 подъезал "Газель".
- Фото 9866-71. Теркол-Минводы, около 200 км, 3 час в пути. Это был самый классно!
В 18:00 я был в аэропорту Миноводы, в 19:25 самолет улетел по расписанию, в Шеремеьево-1 на маршрутке до метро.
Около 12 часов ночи я был уже дома.
До новых путешествий!
В начало