К главной странице · О себе · Хобби
До места сплава нужно ехать около 50 км от Анталии в сторону Аланьи, а потом
еще столько же в горы.
Поездка с дорогой занимает весь день, уезжаем после завтрака, приезжаем
к ужину.
Протяженность сплава 15 км, путешествие (сплав, экскурсии, отановки на берегу, обед)
занимает 4-5 часов, из них полтора-два часа чистого хода по воде.
Стоимость тура около 12-15 долл., можно купить тур и дороже в 2 раза, но сервис будет
примерно один и тот же.
Лично мне очень нравится этот тур: красивая природа, оптимальная сложность (с адреналином, но безопасно), хорошо организовано.
Организация. Здесь работает двухзвенная структура — турфирмы на равнине продают туры, а рафтфирмы проводят сам сплав. Для пояснения вот такой пример 2002 года.
Мы поехали на рафтинг в предпоследний день нашего пребывания на
семинаре. Все мы покупали путевку на него в разных турфирмаз
в разных местах Кемера,
в разные дни (кто-то за три дня, кто-то накануне вечером), по разным ценам
(от 11 до 30 долл., включая обед), но утром 14 июня все (в том числе русские туристы из
других отелей) попали в один
русскоязычный автобус одной рафтфирмы!
Т.е., покупая тур, вы не знаете в общем случае, в какую рафтфирму вы попадете.
Кажется, единственным исключением является рафтфирма "МедРафт": она имеет
свою собственную сеть агентов по продаже путевок. Но, по моим впечатлениям,
уровень сервиса и снаряжения в общем-то одинаков везде.
При поездке из Кемера схема примерно такая: отъезд из гостиницы в 8:00,
возвращение в 18:00.
Снаряжение. Всем выдаются спасжилеты и, по желанию, каски. Сплавляются на надувных двухместных байдарках и рафтах (надувный плоты на 6-10 человек). Рафт практически невозможно перевернуть даже в очень большую воду. На байдарке кильнуться можно, но это тоже не очень просто, сильно зависит от мощности порогов, уровня воды в реке. Даже довольно безалаберные новички проходят реку без особых проблем.
Устойчивость лодки объясняется "мокрым" способом сплава. Лодка (и рафт!) держится на плаву за счет надувных бортов, а не объема корпуса. Под вторым номером (подо мной) на дне находится круглая дырка для слива воды. Когда я первый раз сел в лодку, сначала подумал, что она дефектная. Но потом все стало ясно.
Когда садишься в лодку, через дырку сразу попадает вода
(на самом деле, не очень много), которая играет роль балласта —
лодка становится устройчивей.
При прохождении порога лодку захлестывает через борта и
она становится (на приличных порогах с валам) полная воды (сидишь как в ванне).
Но при
этом резко повышается ее устойчивость (как известно на труженой байдарке
легче идти по порогам с валами). А на плесе вся вода
сама выливается через дырку. Такие вот дела.
Вода и солнце. Вода достаточно теплая для купания. Проблемы для здоровья возникают не от воды, которая захлестывает лодку и гребцов, а от солнца. Если бы вода не заливала лодку, то можно было бы просто изпечься, резина на плесе за 3 минуты нагревается до 50 градусов. В условия постоянного душа солнце не очень беспокоит, но именно его лучи представляют основную опасность. Плечи, шея, руки, колени (!), ступни (!) — за этим нужно следить! Солнце тут жжет гораздо сильнее, чем на побережье у моря.
На ноги лучше надеть застегивающиеся босоножки. Можно плыть и во въетнамках, но их можно потереять при купании (желательно привязать веревочкой).
Сплав. (см. также отчет 14 июня 2002 г.) Протяженность маршрута 15 км, пороги, плесы. Чистого хода по воде — 1,5-2 часа. С остановками, разминками, играми на воде и обедом — 4-5 часов. Старт на воде в 10:30, финиш в 16 часов.
Я бы оценил сложность маршрута для байдарки типа "Таймень", как 3 категория с элементами "пятерки", пройти можно, но не просто. Для надувных лодок маршрут проходится без особых проблем, для рафтов — вообще без проблем. В зависимости от уровня воды на марштуре есть 5-10 хороших порогов с приличными валами. Самый сложный — первый порог (с прижимом к правому берегу) и последний (самые высокие валы). Но все пороги безопасные: без подводных камней и косых валов, короткие (основной слив — не более 50 м), за сливами — хорошие плесы. Переворот не опасен: на плесе можно спокойно забраться в лодку.
Собственно, "экскурсионность" сплава заключается лишь в отсутствии вещей в лодке (переворот не страшен) и том, что внизу нас ждали готовый обед и автобус, а не трудоемкая установка лагеря.
Место старта. Дорога идет по обоим берегам, спуск на воду возможен с двух сторон.
Черз 50 метров после старта — первый порог длиной меторв 159-200, очень эффектный (с поворотом,
прижимом, большие валы), но безопасный. Здесь делается профессиональная фото-, видео- съемка.
Но в 1998 ракурс съемки был гораздо лучше (снимали с воды, была видна
панорама сзади), чем в последующие годы.
Сразу за порогом справа впадает горный приток. Тут все вылезают, фотографируются, смотрят древнеримский мост и пр. Базы рафтфирм расположены по берегам вдоль зоны сплава. На них группы останавливаются на обед. Соотвественно, обедают либо в середине марштура (или даже в начале) или в самом конце. По ходу сплава обычно делают 1-2 остановки, чтобы размяться, согреться, покупаться.
Работа инструкторов. Типичный состав группы (автобус, 40 человек): 6-8 байдарок и 2-3 рафта. Правда, это группы с семинара "1С" (достаточно спортивная публика), часто бывают одни рафты. Рафт управляется инструктором, кроме того, один инструктор плывет на каяке (одиночная лодка).
Мне понравилась работа инструкторов.
За шутками и играми, на самом деле, была видна последовательность
наставлений и тренировок. И все это без нотаций. Например, во время
небольшой экскурсии к древнему мосту, всех участников заставили
переправлять через небольшую речку в спасжилетах. На спокойных участках
инструкторы устраивали игры, выбрасывая кого-то в воду (и делая, так
чтобы их тоже выбросили - инструктор должен показать собственным примерно,
что "упасть в воду" — это совсем не зазорно, и что забраться
в лодку достаточно просто). На остановке устроили групповые игры, чтобы народ
побегал и согрелся. И т.д.
Фото/видео. Все вещи, включая фотоаппараты, народ оставляет на берегу (в автобусе), поэтому обычно приходится довольствоваться фотками, которые делает "фирма" с берега (в одной точке, при прохождении первого порога). Учитывая это, в 2002 году я купил одноразовый фотоаппарат за 10$, который держал в обычной полиэтиленовом пакете. В 2004 году я просто взал с собой герметику под фотоаппарат (к сожалению, на следующий день он пропал вместе с пленкой).;)
Через час после окончания сплава (сборы, обед) привозят фотографии (первй порог, 5$) и смонтированный видеофильм (минут 15-20, 3-5 порогов, 20$). Просмотр фильма, покупки и домой...