Ризен Дуся — водный турист

Дуся — большой любитель водных походов (и покататься на машине). Еще вечером, когда я начинаю собирать вещи, она все понимает и всю ночь лежит у двери, чтобы, не дай Бог, ее не забыли дома. Она не пропустила не одного водного похода — с 1995 года все майские выходы на 3-4 дня, а также несколько дальних в Карелию — два раза по Шуе (1995 и 2001 гг.) и два раза по Суне (1998 и 1999 гг.). Кроме того, мы несколько раз ездили с ней на 4-5 дней за грибами в Весьегонск, в охотохозяйство.

Сплав с Дусей — это совсем простое занятие. Во-первых, она довольно большая собака (35 кг) и поэтому сидит в отдельной дырке (в грузовом отсеке — посередине двухместного "Тайменя"). Из-за этого, в частности, нельзя полностью закрыть деку — на порогах туда захлестывает вода. Во-вторых, она не хочет сидеть в лодке, ей нравится купаться и нырять.

Вот как это выглядит (видео):

1. О туристе-воднике Дусе (Шуя-1995)
  2. Турист-водник Дуся (Суна-1998)

Выглядит это примерно следующим образом. Некоторое время Дуся сидит в лодке, потом начинает проситься на свободу. Пристегивание на поводок, крики и удары по заднице действуют только несколько минут. Как только я отцепляют карабин поводка, Дуся перепрыгивает через первого номера и вылезает на нос байдарки (попытки не пустить ее — совершенно бесполезны). В зависимости от настроения она либо некоторое время стоит на носу, либо сразу прыгает в воду. И плавает в свое удовольствие. Потом подплывает к лодке, я ее затаскиваю одной рукой за ошейник (операция для байдарки не очень простая и не безопасная), она отряхивается, сидит несколько минут, потом повторяет прыжок в воду...

Плавает Дуся довольно быстро. Чтобы обогнать ее вплавь мне нужно переходить на классический стиль брасса или кроля (с погружением головы). Тем не менее, в условиях дусиных водных процедур наша лодка идет относительно медленно. Чтобы немного ускорить движение мы уплываем от собаки, тогда она спустя какое-то время плывет к берегу, выбирается и бежит по нему вдогонку, прыгаем в воду наперерез и т.д. В общем, все это выглядит довольно забавно со стороны, но для экипажа все совсем не так весело, хотя бы потому что на нас постоянно льется вода.

Однако воспрепятствовать Дуси в ее упражнениях совершенно невозможно. В первые годы, в сплаве, например, по Истре (около 40 км хода) она проплывала по реке не менее трети дистанции (май, холодно) и еще столько же пробегала по берегу. Люди с берега кричат, видя байдарку и плывущую за ней собаку: "Зачем вы измываетесь над животным", не понимая, что это собака измывается над нами.

Но ведь мы плаваем еще и по порожистым речкам с порогами 2-3 категории сложности! Практически все они проходятся с экипажем в полном составе, с Дусей на борту. В 1998 году мы поплыли с Витьком (моим племянником, 13,5 лет) и Дусей по Суне. Вода была очень высокая. Дуся не прошла только один "Большой" порог (его проходили в капитанском варианте — матросы смотрели с берега). Более того, мы в тот год освоили купание в пороге — она выпрыгивала прямо в валах и плыла рядом (разумеется, я отпускал ее, когда было видно, что впереди уже не особых опасностей). Кроме того, я освоил "затаскивание" собаки в лодку прямо в валах...

Надо сказать, что прохождение порогов с собакой всегда производит впечатление на понимающих людей. В 1999 году мы плавали второй раз по той же Суне (но вода была существенно ниже, пороги были безопаснее). На том же "Большом" пороге наши ребята вышли на берег, где стояла другая группа. В разговоре о сплаве одна из барышень говорит: "А знакомые ребята, которые плавали здесь в прошлом году, рассказывали, что тут была черная собака, которая сплавлялась по порогам". Наши отвечают: "Пошли на берег, сейчас вы ее увидите сами". Народ подумал, что это шутка, но тут как раз по порогу идем мы с Женей Лексиной и Дусей...

Для безопасности собаки и сделал ей небольшой спасжилет, чтобы ее не притапливало в валах. Что интересно: плавая по порогам, Дуся все время "пасет" лодку. Если мы, например, попали на камень, то она тут же тормозит и пытается плыть к нам. Вот характерный случай, который произошел в первый день плавания в 1998 году (Витек был тогда еще довольно мелким, к тому же впервые сидел в байдарке).

Мы плывем по плесу, собака плывет рядом. Впереди порог с поворотом (т.е. не просматривается до конца). Ребята впереди решили не рисковать, пристать к берегу и просмотреть проход. Я пытаюсь затащить собаку в лодку, но она уплывает от меня, хочет купаться. Я делаю маневры, чтобы поймать Дусю, но нас уже начинает затягивать в порог. Собаке все же удалось зацепиться за дно и пойти к правому берегу, а нас кормой потащило в порог. Дуся увидела все это и бросилась в воду за нами.

Ситуация не очень приятная. Идти кормой — это весьма не просто, тем более, что неизвестно, что там впереди. Тут нужна очень слаженная и мощная работа экипажа, а на Витька надежды немного. А тут еще собаку тянет по мощным валам. После первого слива мне удалось зацепиться в небольшом улове, а потом прямо на главной струе успел развернуть лодку и на нулевой скорости попасть на валы второго слива. При этом еще нужно следить за собакой, которая плыла по параллельной струе и пыталась перебраться к нам. Потом она пропала из виду. Мы дошли до плеса (еще метров 200 по порогу), дальше пулей к берегу, побежал искать Дусю (там кстати, весь берег был в колючей проволоке на расстоянии 15 см от земли — осталась с войны), а она бежит мне навстречу...

А в этом году (июль 2001 года) Дуся решила на глазах изумленной публики вплавь пройти большую "бочку" на пороге Большой Толли (р. Шуя).

В общем, с Дусей не соскучишься.