Главная страница Visual 2000 · Общий список статей
Приходит время средних клиентовАндрей Колесов
© Андрей Колесов, 1999Еще год назад, в момент обвала компьютерного рынка в результате августовского кризиса, было понятно, что его будущее восстановление неминуемо должно сопровождаться структурными изменениями. И вот сейчас можно довольно уверенно констатировать, что итогом прошедшего года стало заметное увеличение роли сегмента средних корпоративных клиентов в структуре потребителей информационных технологий.
Пока данное утверждение никак не подкрепляется какими-либо статистическими данными (которых на российском компьютерном рынке и раньше-то не было). Скорее, это некоторое ощущение, сформировавшееся из посещения прошедших осенних выставок и индивидуального общения с представителями бизнеса и их клиентами. А также несколько примечательных событий, среди которых хотелось бы отметить два следующих. Во-первых, явный интерес к работе с малым и средним бизнесом со стороны компании IBS, которая всегда отличалась своей ориентацией на крупных (скорее даже, сверхкрупных) заказчиков. Во-вторых, появление в России компании Solomon Software — первой западной фирмы, которая намерена заниматься этим же кругом пользователей.
Понятие "средний бизнес" достаточно расплывчато и к нему можно отнести организации численностью от 50 до 1000 человек и оснащенные от 20 до 200 ПК. Нельзя сказать, что такие предприятия были совсем обделены вниманием компьютерной индустрии, но все же раньше этот сегмент явно уступал сферам крупного и малого бизнеса, где и были сосредоточены основные игроки ИТ-рынка. Увеличение же значимости средних клиентов довольно естественно, так как они в большинстве своем относятся в реальному сектору экономики, который показал неплохую устойчивость в изменившихся рыночных условиях.
Одновременно с ростом интереса предприятий среднего бизнеса к применению ИТ, следует отметить некоторые изменения их требований к услугам со стороны поставщиков. Во-первых, речь идет о задаче модификации уже существующей ИТ-инфраструктуры. Во-вторых, необходимо расширение функций систем, которые сегодня в большинстве своем ограничены автоматизацией бухгалтерии, простейшим учетом кадров и товаров. В-третьи, растет желание получить "все в одном месте" (иметь одного генерального поставщика-интегратора), что объясняется, в первую очередь, нежеланием создавать собственную полноценную ИТ-службу.
До сегодняшнего дня этот сегмент рынка не пользовался большим вниманием лидеров российского ИТ-бизнеса, поэтому средние клиенты фактически были отданы на откуп компьютерным фирмам второго эшелона. Наверное, лишь немногие из известных компаний вели его целенаправленную разработку (в частности, "Галактика", "Парус", "АйТи", "Антант-Информ"). Однако в ближайшее время здесь можно ожидать появления новых влиятельных игроков.
Сверху сюда уже потянулись наши "ведущие системные интеграторы". При этом ставка делается на готовность к поставкам законченных комплексных систем, на высокое качество решений, широкий ассортимент услуг и пр. Однако будет ли этого достаточно для успеха? Ведь средним клиентам нужны не просто комплексные, но и достаточно дешевые решения, которых явно недостаточно в арсенале крупных интеграторов. К тому же последним здесь придется работать в условиях рыночной конкуренции, которая сильно отличается от принципов участия в бюджетно-кредитных проектах.
В этом плане шансы компаний, которые продвигаются в сферу средних клиентов со стороны малого бизнеса (в первую очередь это фирмы "1С" и "Интеллект-Сервис") представляются более предпочтительными. Их основные преимущества — наличие мощной партнерской сети, апробированные на массовом рынке продукты, функциональность и мощность которых динамично увеличиваются. Однако на пути в этот сегмент рынка им потребуется повысить масштабируемость своих решений (или предъявить веские доказательства наличия такой масштабируемости), а также подготовить своих партнеров к реализации комплексных решений для заказчиков (в том числе с использованием технологий других вендоров).
И наконец, следует ожидать появление "варягов", первый из которых, Solomon Software, уже начала активные действия в России. За ними — огромный багаж решений и опыт их внедрения, мощные финансовые ресурсы и пр. Однако та же Solomon, вряд ли, сможет реально принять участие в борьбе на рынке в течение ближайшего года. С одной стороны, ей потребуются серьезные усилия для создания партнерской сети и демонстрации конкретных внедрений в условиях российской действительности. С другой, — за это время станет понятно, насколько американская компания заинтересована в освоении местного рынка.
Так или иначе, но, судя по всему, средние корпоративные клиенты в ближайшее время могут ожидать значительного увеличения ассортимента услуг и поставщиков, их предлагающих.