Главная страница Visual 2000 · Общий список статей · Публикации в журнале BYTE/Россия

Полет "колибри"
Технологии корпоративного портала компании Hummingbirg

Андрей Колесов

© Андрей Колесов, 2001
Авторский вариант. Статья была опубликована c незначительной литературной правкой в журнале BYTE/Россия N 2/2001.


В декабре 1999 года канадская компания Hummingbird Communications...

В декабре 1999 года канадская компания Hummingbird Communications представила на конференции Delphi Corporate Portals свою новую разработку Enterprise Information Portal (EIP), которая получила хорошие оценки экспертов. А спустя всего несколько месяцев, в мае 2000 года, по результатам исследования рынка корпоративных системы, выполненное компанией Survey.com, можно было говорить о том, что Hummingbird входит в тройку лидеров на рынке EIP наряду с IBM и Microsoft. продуктами IBM и Microsoft.

Эта канадская фирма еще не очень хорошо известна на российском рынке, поэтому имеет смысл кратко рассказать об истории становления ее бизнеса, которая очень хорошо отражает динамику развития портальных технологий в целом.

В начало статьи

История

Компания Hummingbird (в дословном переводе — "колибри") в своем нынешнем виде появилась совсем недавно и фактически образована путем поглощения целого ряда других компаний. Она было образована в 1984 году как чисто консалтинговая компания, которая иногда занималась разработкой заказного ПО. Только в 1989 году она выпустила первый коробочный продукт для поддержки межсетевых соединений. В последующие годы она расширила свой бизнес в этом направлении и к концу 90-х годов занимала прочные позиции в области разработки программных продуктов для корпоративных заказчиков, специализируясь на создании телекоммуникационного ПО.

Но Hummingbird, будучи по сути консалтинговой, а не инженерной фирмой, вовремя среагировала на изменение рыночной ситуации в сфере телекоммуникационных программ и объявила целью создание EIP, с помощью которого она была намерена занять лидирующие позиции на новом, но весьма быстро растущем рынке корпоративных порталов. В течение 1998-99 гг. были сделаны несколько стратегических приобретений, в результате чего превратилась из поставщика утилит для связи в компанию, способную предложить полномасштабное решение для крупных корпоративных клиентов.

Впервые в поле зрения российской компьютерной прессы эта компания весной 1999, когда стала известно о том, что Hummingbird Communications приобрела достаточно известную в нашей стране группу PC DOCS Group. (Одним из ключевых российских партнеров PC DOCS многие годы является компания "Весть-Метатехнология". Это определило и то, что эта же фирма стала ведущим партнером Hummingbird в нашей стране.) А еще раньше Hummingbird начала активно заниматься системами анализа данных и принятия решений на базе OLAP-технологий, приобретя компании Andyne и Datenrevision, работавшие в этой области.

Уже тогда аналитики отмечали, что слияние Hummingbird и PC DOCS Group позволит объединить воедино опыт двух фирм в области соответственно структурированных (фактографические данные — финансовые, ERP и пр.) и неструктурированных (текстовые документы в самых разнообразных форматах) данных, и объединенная компания сможет выступать в качестве поставщика универсальных решений для корпоративных систем. При этом некоторые эксперты отмечали любопытный момент в этой сделки: по их мнению, фирму Hummingbird интересовала не столько программные системы управления документами PC DOCS, сколько поисковые технологии Fulcrum (PC DOCS приобрела Fulcrum за год до этого, летом 1998 года.) В результате, опоздав с покупкой Fulrcum, Hummingbird была вынуждена купить всю PC DOCS, причем не традиционным путем обмена акций, а за наличные деньги!

В июне 1999 года было объявлено о намерении создать продукт класса EIP с использованием ряда приобретенных технологий, что и было сделано в чрезвычайно сжатые сроки. В начале июня 2000 года появилась версия Hummingbird EIP 1.5, которая предоставляет дополнительные средства создания персональных хранилищ информации, улучшенной поддержки групповой работы, а так применения распределенной архитектуры. Новая система может быть развернута на различных платформах — Windows NT, Solaris, HP UX и Linux.

Здесь следует подчеркнуть, что быстрый рост компании за счет слияния с другими фирмами порождает массу организационных и технологических проблем. Тем удивительнее, что в условиях "перестройки" Hummingbird смогла так быстро выдать законченный, качественно новый продукт. В качестве одной из причин этого, нужно отметить, что сразу после выпуска Hummingbird EIP 1.0, было принято решение о внедрении данного продукта внутри самой компании. При этом была продемонстрирована, в том числе, возможность реального применения новых технологий для повышения эффективности бизнеса. Основным побудительным мотивом внедрения портала была необходимость интеграции недавно приобретенных компаний в единых механизм, выстраивание сквозных бизнес-процессов, объединение разнородных источников информации, создание единой корпоративной культуры и стиля ведения бизнеса.

В начало статьи

Архитектура портала Hummingbird EIP

В настоящее время Hummingbird предлагает целый комплекс программных продуктов для построения корпоративных информационных систем, связующим звеном которых является механизм портала (рис. 1). Это является очень важным, так как в отличие от многих других поставщиков Hummingbird может предоставить клиентам не только собственно портал, но достаточно полный набор собственных функциональных решений (рис. 2).

Рис. 1.Портал EIP является связующим звеном комплекса программных продуктов Hummingbird для крупных корпоративных клиентов.

Рис. 2.Функциональная схема Hummingbird EIP.

Ядром портала Hummingbird EIP (рис. 3) является платформо-независимая Java-машина, которая управляет доставкой информации пользователям и обеспечивает работу всех основных функций портала, управляя в том числе настройками пользователей и предоставляя административные средства. Именно эта центральная машина портала отвечает за агрегацию информации из различных источников и ее представление.

Рис. 3.Архитектура ярда Hummingbird EIP.

Браузер. Доступ к пользовательскому интерфейсу портала осуществляется через браузер. Пользователь может назначить стартовую страницу, используемые настройки портала (тему), выбрать нужные ресурсы и их расположение на экране. Далее с помощью панели навигации (NavBar) производится доступ ко всем ресурсам, включая:

CAP (Common Authentication Protocol) Server. CAP Server предоставляет сервисы идентификации пользователей, используя унифицированный API для подтверждения прав пользователей и групп. Использование общего сервера упрощает управление системой безопасности, потому что он взаимодействует со всей существующей сетевой инфраструктурой безопасности. CAP Server поддерживает различные службы каталогов, включая локальные Windows NT, домены Windows NT, LDAP, NIS, Active Directory, NDS, а также различные диалекты UNIX.

Ключевая часть CAP-решения это API для клиента, инструмент, который позволяет обеспечить взаимодействие клиентского приложения с CAP-сервером. В настоящее время Hummingbird поставляет API для клиента на C и Java для Windows NT и большинства Unix-платформ.

Ядро портала (Portal Engine). Ядро портала представляет собой Java-сервлет, который исполняет модули Java-классов Hummingbird EIP. В его состав входят следующие блоки: HTTP- сервер, блок управления сеансами пользователей (Session Manager), событиями (Event Manager), содержиммым (Content Manager), исполнением e-Clip-компонентов (e-Clip Manager), собственно e- Clip-компоненты, блок управления сеансами приложений (Application Session Manager), настройками портала _ темами (Theme Manager), протоколами (Protocol Manager) и репозиторием портала (Repository Manager).

HTTP-сервер. Встроенный HTTP-сервер обеспечивает URL-интерфейс к порталу Hummingbird EIP.

Session Manager. Блок управления сеансами пользователей отвечает за ведение сеанса работы каждого пользователя портала и однозначную идентификацию пользователя по протоколу CAP.

Event Manager. Блок управления событиями собирает, организует в очереди и распределяет события портала. В простейшем виде событие _ это сообщение, посланное от одного компонента e-Clip другому.

Content Manager. Блок управления контентом генерирует страницы портала для просмотра их пользователями. Работает в тесной связи с блоком управления исполнением e-Clip-компонентов, чтобы учитывать при генерации страниц пользовательские настройки и содержание информации.

e-Clip Manager. Блок управления исполнением e-Clip-компонентов контролирует выполнение всех e-Clip-компонентов и других компонентов, поддерживаемых порталом Hummingbird EIP. Обеспечивает, чтобы все e-Clip-компоненты отображались нужным образом в соответствии с установленными настройками (темой).

e-Clip-компоненты. e-Clip это компонент, обеспечивающий доставку информации на страницу портала. Может быть как интерактивным приложением, так и извлекать и обрабатывать информацию с указанной web-страницы. Технология e-Clip является основой для расширения возможностей портала Hummingbird EIP и создания корпоративных решений.

Application Session Manager. Блок управления сеансами приложений управляет доступом к внешним приложениям, зарегистрированным в портале. Отвечает за ведение индивидуальных сеансов пользователей и поддерживает глобальный сеанс для каждого приложения.

Theme Manager. Блок управления настройками портала (темами) управляет доступом к изображениям и страницам, основываясь на теме, избранной пользователем или установленной администратором портала. Темы включают в себя внешний вид пользовательского интерфейса портала (пиктограммы, команды меню, цвета, шрифты и т.д.), а также режим отображения e-Clip- компонент и режим работы панели навигации (NavBar).

Protocol Manager. Блок управления протоколами взаимодействует с внешним миром, используя стандартные протоколы, такие как HTTP и HTTPS. Он также обеспечивает некоторые функции для компонент e-Clip _ преобразование относительных указателей URL на Web-страницы в абсолютные и автоматическое хранение идентификационных cookies для каждого пользователя.

Repository Manager. Блок управления репозиторием управляет всеми внутренними данными портала Hummingbird EIP. Хранит пользовательские страницы, информацию о настройках, все компоненты e-Clip и компоненты, необходимые для построения и отображения страниц.

Portal Repository. Репозиорий портала _ это область на файловой системе, в которой хранится вся информация, необходимая для функционирования портала Hummingbird EIP.

Использование XML. XML составляет основу механизма обмена данными и метаданными между различными компонентами портала, а также взаимодействия с внешними приложениями.

В начало статьи

Логика работы

В основе Hummingbird EIP лежит технология тонкого клиента, когда пользователь с помощью браузера обращается к HTML-серверу, через который выполняется доступ к внутрикорпоративным и внешним ресурсам (рис. 4). При этом в узком левом окне экрана размещается иерархическое оглавление доступных средств, а в правом — собственно окно для информационного обмена. Состав средств, поддерживаемых данным порталом, достаточно представителен: системы управления документами (CyberDOCS, Documentum и пр.), почтовые службы (Lotus Notes, MS Exchange), ERP-системы (SAP R/3), системы управления знаниями (Fulcrum), а также разнообразные хранилища данных и OLAP-системы.

Рис. 4. Главное окно доступа к порталу. Слева находится дерево доступных ресурсов, справа — информация из различных источников, полученная с помощью компонентов E-CLIP.

Кроме стандартных средств пользователь может также создавать собственные папки, в которые он формирует собственные индивидуальные интерфейсы для интерактивного общения с внешними ресурсами (в том числе и Web-серверами). При этом речь идет он о простом наборе, например, избранных Web-страниц, а о получении только нужной информации с этих страниц и в удобном для клиента виде. Это достигается с помощью специальных программных компонентов E-Clip, которые обеспечивают взаимодействие портала с конкретными ресурсами и приложениями. В состав поставки HEIP входят более сотни таких готовых компонентов, а также набор для разработчика E-CLIP Developer Kit, с помощью которого можно создавать собственные программы.

Довольно любопытно сделана поддержка обмена знаниями между сотрудниками в отношении общего списка "избранный" Web-ресурсов — пользователь в любой момент может поставить оценку полезности конкретного сервера и записать свои комментарии. Таким образом, сотрудник может ориентировать в этих ресурсах, опираясь на мнение своих коллег.

Стоит также упомянуть о возможности использования персональной поисковой машины: клиент может запустить механизм фонового опроса и индексации интересующих его серверов с самыми самыми разнообразными вариантам автоматической фильтрации и обработки получаемых данных. (Как известно, по любой тематике достаточно следить за несколькими десятками наиболее авторитетных Web-ресурсов. В результате вы получает информацию об их обновлении почти в режиме реального времени, в том время, как обновление индекса универсальных поисковых измеряется сутками.)

В начало статьи

Механизмы управления знаниями

Отдельно следует сказать о технологиях управления знаниями, которые базируются на наследстве приобретенной фирмы Fulcrum — одного из лидеров в области поисковых систем. В их состав входят следующие продукты:

Fulcrum Knowledge Server — система для извлечения и анализу знаний;

Fulcrum Knowledge Manager Workstation — инструмент по извлечению документов и рубрикации документов для использования совместно с Fulcrum Knowledge Server;

Fulcrum Search Server — поисковая машина.

Все эти инструменты могут поставляться как в составе Hummingbird EIP, так и в виде автономных продуктов. Возможности этих технологий достойны отдельного описания, поэтому сейчас отметим только некоторые моменты:

В начало статьи

Hummingbird EIP в России

В России этот продукт был впервые представлен в Москве на конференции "Электронный офис 2000" в апреле прошлого года авторизованным партнером Hummingbird компанией "Весть- Метатехнология". Летом было объявлено о выпуске локализованной для России версии Hummingbird EIP 1.5, которая обеспечивает поддержку русского языка, в том числе в поисковых алгоритмах. На прошедшем в декабре форуме "Ситуационный Центр 2000" было рассказано о реальном проекте внедрения портала Hummingbird EIP в органах государственной власти с использованием механизмов обработки и анализа структурированных и неструктурированных данных, получаемых из разнообразных внутренних и внешних источников данных, а также с применением специально разработанных компонентов E-CLIP.

Познакомиться с возможностями Hummingbird EIP можно на тестовом примере, доступном по адресу eip.hummingbird.com.

В начало статьи